Беляев Л.А., Чехановец Я. Этноархеология русских в Сиро-Палестинском регионе. XVIII–XIX века
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 48 № 2 2020

  

Перейти к статье:    

Этноархеология русских в Сиро-Палестинском регионе. XVIII–XIX века

Л.А. Беляев1, Я. Чехановец2

1Институт археологии РАН ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, 117292, Россия Томский государственный университет пр. Ленина, 34, Томск, 634050, Россия

2Управление древностей Израиля Israel Antiquities Authority P.O.B. 586, Jerusalem, 91004, Israel

Статья посвящена характеристике нового направления в науке России и Израиля - археологии русского присутствия, изучающей культурное, этническое и геополитическое взаимодействие Российской империи с населением Ближнего Востока (Сиро-Палестинский регион) в середине XIX- начале XX в. В это время сложилось социокультурное явление, получившее название Русской Палестины. Многие тысячи православных христиан из России (в т.ч. из восточных областей, Сибири) отправлялись ежегодно в Святую Землю. Длительное пребывание русских в Оттоманской Палестине, где Россия владела десятками земельных участков, оставило глубокий след в местной культуре. Важное свидетельство взаимодействия - археологические комплексы, связанные с русскими землями и с точками паломнических поездок. В статье представлены сведения об открытых в последние годы русских владениях в Иерусалиме XIX в., обнаруженных остатках зданий с их инфраструктурой на участках Русского и Вениаминовского подворий, Русского городка за Яффскими воротами. Рассмотрены широко распространенные свидетельства русского присутствия: многочисленные объекты лапидарной эпиграфики XVIII-XIX вв., бытовые предметы, оставленные первыми русскими миссионерами, маленькие кладбища и отдельные погребения (иногда крайне интересные, как погребение русской паломницы в Акелдаме, Иерусалим). Описана удивительная находка из Акелдамы - семейный синодик, отпечатанный в московской типографии. Среди надписей отмечены как профессионально выполненные в монументальном стиле, так и обычные молитвенные граффити. Одна надпись позволила уточнить дату начала путешествия черниговских монахов в Константинополь и Палестину, описание которого составил Сильвестр (Диканский).

Ключевые слова: историческая археология, паломничество, кладбища, Иерусалим, Иерихон, культурные контакты

DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.2.097-105

The Ethnoarchaeology of Russians in the Syro-Palestinian Region
(18th–19th Centuries)

L.A. Belyaev1 and Y. Tchekhanovets2

1Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Dm. Ulyanova 19, Moscow, 117292, Russia Tomsk State University, Pr. Lenina 34, Tomsk, 634050, Russia

2Israel Antiquities Authority, P.O.B. 586, Jerusalem, 91004, Israel

This study belongs to a new archaeological subdiscipline in Russian and Israeli research—the archaeology of Russian presence, addressing cultural, ethnic, and geopolitical contacts between the Russian Empire and the Near Eastern, specifically Syro-Palestinian, population in the mid-19th to early 20th centuries. This was the time when a new sociocultural entity emerged, known as Russian Palestine. Many thousands of Orthodox Christians from Russia (including Siberia) traveled to the Holy Land each year. A prolonged Russian residence in the Ottoman part of Palestine, where Russia owned dozens of estates, had a profound impact on Palestinian culture. Important evidence thereof are archaeological sites relating to Russian estates and pilgrimage centers. This article provides information on newly discovered Russian estates in 19th century Jerusalem, remains of buildings with their infrastructure at the Russian and Benjamin’s estates, and the Russian Compound outside the Jaffa Gate. Evidence of the Russian presence include numerous 18th-19th century lapidary inscriptions, utensils left by the first Russian missionaries, small cemeteries, and separate burials (some of them very interesting, such as the burial of a Russian pilgrimess at Akeldama, Jerusalem). One find is unusual—a family synodikon from Aceldama, printed in Moscow. Among the inscriptions are professional ones, made in the monumental style, and usual prayer graffiti. One inscription has allowed us to determine the date of the pilgrimage to Constantinople and Palestine by the Chernigov monks, described by Sylvester (Dikansky).

Keywords: Historical archaeology, pilgrimage, cemeteries, Jerusalem, Jericho, cultural contacts