Колобова К.А., Федорченко А.Ю., Басова Н.В., Постнов А.В., Ковалев В.С., Чистяков П.В., Молодин В.И. Применение 3D-моделирования для реконструкции облика и функции предметов неутилитарного назначения (на примере антропоморфной скульптуры из материалов могильника Турист-2)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 4 2019

  

Перейти к статье:    

Применение 3D-моделирования для реконструкции облика и функции предметов неутилитарного назначения (на примере антропоморфной скульптуры из материалов могильника Турист-2)

К.А. Колобова1, А.Ю. Федорченко1, Н.В. Басова1, А.В. Постнов1, В.С. Ковалев1, П.В. Чистяков1, В.И. Молодин1, 2

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

В статье представлены результаты комплексного исследования артефактов неутилитарного назначения, осуществленного с применением методов трехмерного сканирования на базе оборудования с различными техническими характеристиками. Предметом исследования послужила антропоморфная фигура из могильника раннего бронзового века Турист-2, изготовленная из ископаемого бивня мамонта. Цель данной работы заключалась в апробации новейших методик анализа древних изделий посредством сканирования методом структурированного подсвета. Этот метод предоставляет возможность неинвазивного изучения артефакта, полноценного манипулирования его масштабированной моделью и точного определения его морфометрических характеристик. Дополнительно проводились технологическое и экспериментально-трасологическое исследования, предусматривающие получение новых, ранее недоступных данных по функциональности объектов. В результате комплексного изучения антропоморфной фигуры из бивня мамонта реконструированы ее первоначальный облик, технология изготовления и иконографические особенности. Построение серии поперечных сечений скульптуры, вычисление ее центра тяжести в совокупности с известными археологическими свидетельствами позволили установить, что изделие использовалось в качестве своеобразного украшения, нашиваемого на одежду. Для культурных и технологических сопоставлений были привлечены две плоские антропоморфные скульптуры из того же погребального комплекса: пряжка из капа и сланцевая фигурка. Стилистические особенности всех трех изображений, проиллюстрированные продольными сечениями, несмотря на зафиксированные морфологические, технологические и сырьевые отличия, свидетельствуют об их принадлежности к единому иконографическому стилю.

Ключевые слова: бронзовый век, крохалевская культура, антропоморфная скульптура, иконографический стиль, трехмерное моделирование, экспериментально-трасологический анализ

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.4.066-076

The Use of 3D-Modeling for Reconstructing the Appearance and Function of Non-Utilitarian Items (the Case of Anthropomorphic Figurines from Tourist-2)

K.A. Kolobova1, A.Y. Fedorchenko1, N.V. Basova1, A.V. Postnov1, V.S. Kovalev1, P.V. Chistyakov1, and V.I. Molodin1, 2

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia

This article presents the results of study of an Early Bronze ivory figurine from Tourist-2, using the 3D-scanning with various technical parameters. The aim of the study was to test the new non-invasive methods of structured light 3D-scanning, with an accurate assessment ofmorphometric characteristics. In addition, the use-wear analysis was employed to evaluate the previously unknown features relating to function. As a result, the original appearance of the figurine, the manufacturing technique, and iconographic characteristics were reconstructed. A series of transverse sections and the evaluation of the gravity center, combined with previously known features, suggest that the figurine was a personal ornament sewn onto the clothing. For comparison, two flat anthropomorphic sculptures (a buckle made of burl, and a shale figurine) from the same burial were analyzed. Longitudinal sections suggest that despite morphological and technological differences and the fact that various raw materials had been used, the iconographic style of all items is one and the same.

Keywords: Bronze Age, Krokhalevka culture, anthropomorphic sculpture, iconographic style, 3D-modeling, use-wear analysis