Басова Н.В., Постнов А.В., Заика А.Л., Молодин В.И. Предметы мобильного искусства из могильника эпохи бронзы на поселении Турист-2
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 4 2019

  

Перейти к статье:    

Предметы мобильного искусства из могильника эпохи бронзы на поселении Турист-2

Н.В. Басова1, А.В. Постнов1, А.Л. Заика2, В.И. Молодин1, 3

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Красноярский государственный педагогический университет ул. Лебедевой, 89, Красноярск, 660049, Россия

3Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

Статья вводит в научный оборот уникальный комплекс антропоморфных и зооморфных изделий из могильника эпохи бронзы на поселении Турист-2, расположенном в центре г. Новосибирска. Учитывая обстоятельства их обнаружения, сюжетные и иконографические характеристики образов, данные предметы следует отнести к числу сакральных. Антро-по-, терио- и орнитоморфные персонажи иллюстрируют мировоззренческие представления. Рассматриваемые образцы мелкой пластики настолько самобытны, что можно говорить об отдельном направлении искусства. Несмотря на разный характер изделий, их объединяют общие стилистические и иконографические приемы. Образы переданы реалистично, прослеживается сходная манера татуировки, лики персонажей отличаются стилизацией и определенной условностью, характерной для устоявшегося изобразительного канона. Найденные на территории поселения Турист-2 произведения мобильного искусства полностью соответствуют художественной традиции эпохи ранней - развитой бронзы на юге Западной Сибири. Однако своеобразие комплекса находок и археологический контекст позволяют предположить, что они представляют неизвестный ранее «крохалевский» стиль в изобразительном творчестве народов Сибири, который отражает определенные автохтонные традиции в духовной культуре. Названия «крохалевский» условное, дано по археологическому контексту находок, однако нуждается в дополнительном обсуждении. Структурно-семантический анализ образов позволяет высказать предположение о формировании этого стиля на местной неолитической основе при заметном влиянии территориально близких окуневской, каракольской, самусьской, кротовской, одиновской культур эпохи ранней -развитой бронзы. Учитывая сюжетные и стилистические особенности изделий, следует полагать, что «крохалевские» изобразительные традиции могли повлиять на сложение канонов кулайского искусства, ярко выраженных в предметах художественной металлопластики.

Ключевые слова: искусство, эпоха бронзы, антропоморфные и зооморфные изображения, крохалевская археологическая культура

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.4.053-065

Objects of Portable Art from a Bronze Age Cemetery at Tourist-2

N.V. Basova1, A.V. Postnov1, A.L. Zaika2, and V.I. Molodin1, 3

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Krasnoyarsk State Pedagogical University, Lebedevoi 89, Krasnoyarsk, 660049, Russia

3Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia

This article introduces an unusual complex of anthropomorphic and zoomorphic artifacts from a Bronze Age cemetery at the Tourist-2 settlement, situated in the center of Novosibirsk. Given the context, the motifs, and style, these artifacts were apparently ritual. Human-like, animal-like, and bird-like characters illustrate mythological ideas. They are so unusual that we may speak of a separate style. Despite being very different, allfigurines have common features, both artistic and iconographic. They are generally rather realistic, showing similar features such as tattoo. Yet they are stylized and share certain conventions attesting to an established canon. All these characteristics, as well as the context, suggest that the representations belong to a single style that we tentatively refer to as Krokhalevka style—a distinct variety of Siberian native ritual art. In our view, this style is autochthonous, originating from local Neolithic art under a marked influence of adjacent Early and Middle Bronze Age cultures, such as Okunev, Karakol, Samus, Krotovo, and Odinovo. Judging by the motifs and manner, the Krokhalevka tradition might have affected Kulai art, especially repousse.

Keywords: Art, Bronze Age, anthropomorphic images, zoomorphic images, Krokhalevka archaeological culture