Бауло А.В. К вопросу о следах деятельности христианских миссий в Зауралье и на севере Западной Сибири в VIII–XVI веках
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 3 2019

  

Перейти к статье:    

К вопросу о следах деятельности христианских миссий
в Зауралье и на севере Западной Сибири в VIII–XVI веках

А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья посвящена изучению вопроса о возможной деятельности ранних христианских миссий среди коренных народов Урала, Зауралья и севера Западной Сибири. Хронологические рамки таких миссий VIII–XVI вв., территориальные рамки обусловлены историей расселения манси в этот период. Выделены три этапа возможной деятельности христианских миссий. Первый (VIII–X вв.) связан с завозом на север среднеазиатскими купцами серебряных чаш с библейскими сюжетами и христианской символикой (сосуды, отлитые в несторианских общинах Семиречья, – Григоровское, Аниковское, Нильдинское блюда и блюдо с Малой Оби). Импортируемые блюда-дискосы способствовали появлению традиции подношения жертвенной пищи божествам в металлической посуде. Второй этап (XIII–XIV вв.) связан с завозом на Урал и в Зауралье серебряных блях с известным иконописным сюжетом «Чудо великомученика Дмитрия Солунского, побивающего болгарского царя Калояна». Третий (конец XV–XVI вв.) соотносится с продвижением в Сибирь русских людей и попытками христианизации местного населения, включавшими раздачу символики – оловянных бляшек для постоянного ношения. Выдвинута версия о связи сюжетов большинства бляшек с фигурой библейского царя Давида. Предполагается, что данные изделия имеют русское происхождение и относятся к концу XV – началу XVI в. В XVI в. в Сибирь попадают бляшки с фигурой св. Георгия. Общий анализ публикуемых изделий и их бытования у населения севера Западной Сибири позволяет сделать вывод о том, что предполагаемая деятельность христианских миссий не смогла преодолеть господство язычества на данной территории; в наибольшей степени в культовой практике инородцев оказались восприняты изделия с изображением всадников, поскольку в этом облике в мифологии обских угров был популярен сын верховного бога Мир-сусне-хум.

Ключевые слова: христианство, миссия, серебро, Урал, Сибирь, ханты, манси

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.3.104-110

Evidence Relating to the Christian Missions
in the Trans-Urals and Northwestern Siberia (8th to 16th centuries)

A.V. Baulo

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This study addresses the possible activity of early Christian missions among the Vogul (Mansi) of the Urals, Trans-Urals, and northwestern Siberia between the 8th-16th centuries. Three stages in their history are described. The first (700-1000 AD) was marked by the import of southwestern Central Asian silver dishes (diskoi) reproducing biblical themes and Christian symbols. Specimens from Grigorovskoye, Anikovskoye, and from the Malaya Ob had been cast in Nestorian communities of Semirechye. The imported diskoi gave rise to the tradition of offering food to deities on metal dishes. The second stage (1200-1400 AD) began when silver plaques depicting the famous theme of icon painting ("The feat of the Martyr Demetrius of Solun defeating King Kaloyan of Bulgaria”) had been imported to the region. The third stage (15th and 16th centuries) correlates with the Russian expansion to Siberia and attempts to baptize the natives. At the ceremony, baptismal symbols such as tin plaques were given to the neophytes. Apparently, most plaques represent the biblical King David and were manufactured by Russians in the late 1400s to early 1500s. In the 16th century, plaques with the figure of St. George appeared in Siberia. The analysis of items showing biblical and hagiographical characters and of their distribution in northwestern Siberia suggests that Christian missions were unable to oust paganism from the region. Russian religious items were used in native rituals mostly if they represented horsemen, because these seemed to allude to the son of the Ob Ugric supreme deity Mir-Susne-Khum, also depicted as a horseman.

Keywords: Christianity, mission, silver, Urals, Siberia, Khanty, Mansi