Перейти к статье:
«Калгутинский» стиль
в наскальном искусстве Центральной Азии
В.И. Молодин1, Ж.-М. Женест2, Л.В. Зоткина1, Д.В. Черемисин1, К. Кретэн3
1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2Научно-исследовательское подразделение 5199 Национального центра научных исследований, Франция UMR 5199 CNRS, Universite de Bordeaux Batiment B8, Allee Geoffroy Saint Hilaire CS 50023 33615 PESSAC CEDEX, France
3Национальный музей первобытной истории, Франция Musee national de Prehistoire 1 Rue du Musee, 24620 Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil, France
На основе материалов памятников Калгутинский Рудник (плато Укок), Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа (северо-запад Монголии) выделяется особый «калгутинский» стиль в наскальном искусстве Российского и Монгольского Алтая. Расстояние между этими местонахождениями порядка 20 км. Здесь представлена серия наскальных изображений, отличающихся совершенно особой стилистической манерой, общими технологическими особенностями, узко очерченным сюжетом (исключительно животные) и высокой степенью интенсивности «пустынного» загара. Все эти черты своеобразия наскального искусства и фактор территориальной близости памятников обусловливают необходимость выделения данных петроглифов в особую группу. Авторы предлагают относить «калгутинский» стиль к эпохе верхнего палеолита на основании нескольких аргументов. На памятниках Бага-Ойгур и Цагаан-Салаа встречаются изображения мамонтов, которые находят аналогии в классическом пещерном искусстве палеолита в Западной Европе. Выделена целая серия специфических стилистических характеристик «калгутинского» канона, прослеживаемых в т.ч. и на изображениях мамонтов. Эти особенности манеры передачи образов весьма созвучны с западно-европейскими образцами верхнепалеолитического наскального и пещерного искусства. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о существовании своеобразного «калгутинского» стиля и, более того, отдельного центрально-азиатского очага наскального искусства эпохи верхнего палеолита.
Ключевые слова: наскальное искусство, стиль, иконография, технология, Монгольский и Российский Алтай, плоскогорье Укок, Калгутинский Рудник
DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.3.012-026
The “Kalgutinsky” Style in the Rock Art of Central Asia
V.I. Molodin1, J.-M. Geneste2, L.V. Zotkina1, D.V. Cheremisin1, and C. Cretin3
1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
2UMR5199 CNRS, University of Bordeaux, Batiment B8, Allee Geoffroy Saint Hilaire CS 50023 33615 PESSAC CEDEX, France
3National Museum of Prehistory, 1 Rue du Musee, 24620 Les Eyzies-de-Tayac-Sireuil, France
On the basis of petroglyphic sites Kalgutinsky Rudnik (Kalgutinsky mine) on the Ukok Plateau, Baga-Oigur and Tsagaan-Salaa in northwestern Mongolia, a distinct "Kalgutinsky" style of rock art of the Russian and Mongolian Altai is described. The distance between these sites is about 20 km. This group is marked by very specific stylistic features, common technological properties, a narrowly defined motif, featuring only animals, and a very intense desert varnish. All these features and the proximity of the sites suggest that they should be regarded as a special group, which we term the "Kalgutinsky " style and date to the Upper Paleolithic on the basis of several criteria. Images of mammoths at Baga-Oigur and Tsagaan-Salaa are similar to those known in the classic Upper Paleolithic cave art of Western Europe. An entire set of stylistic features typical of the "Kalgutinsky" canon is seen also in the representations of mammoths, and this manner is consonant with that of European Upper Paleolithic rock art. Our findings suggest that a peculiar "Kalgutinsky" style existed and, moreover, that it represented a separate Central Asian locus of Upper Paleolithic rock art.
Keywords: Rock art, petroglyphs, style, iconography, technology, Mongolian Altai, Russian Altai, Ukok Plateau, Kalgutinsky Rudnik