Бурнаков В.А., Бурнаков А.А. Реликты культа змеи у хакасов в конце XIX – середине XX века
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 2 2019

  

Перейти к статье:    

Реликты культа змеи у хакасов
в конце XIX – середине XX века

В.А. Бурнаков1, А.А. Бурнаков2

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории ул. Щетинкина, 23, Абакан, 655017, Россия

В статье на основе фольклорных и этнографических материалов, часть из которых вводится в научный оборот, реконструируется и анализируется мифоритуальный комплекс хакасов, связанный со змеей. Доказывается, что в мировоззрении хакасов представления о змее занимали одно из важнейших мест, ее образ наделялся многообразной символикой. В традиционных представлениях змея имела статус священного животного и была включена в круг воззрений о жизни и смерти. Определено, что змея играла большую роль в практиках мистического посвящения, в т.ч. шаманского. Она воспринималась в качестве одного из духов-покровителей. Прослежено, что традиционное сознание хакасов допускало возможность заключения брачных союзов между избранными людьми и змеями, являвшимися в образе прекрасных дев. Такой союз, как считалось, приносил человеку всевозможные материальные блага и удачу. Он был непродолжительным. В традиционном мировоззрении змея воспринималась как потустороннее существо, наделенное огромным магическим потенциалом. Сакральная сущность указанной рептилии устойчиво отождествлялась с некоторыми природными стихиями и объектами, такими как вода и горы. Змея нередко осмыслялась в качестве горного духа. Показано, что культ горы был одним из структурообразующих элементов мифоритуального комплекса хакасов. С образом горы связан ряд представлений, имеющих отношение к идее сакрального центра, плодородия и почитания предков. Важное место в них отводилось змее. Она выступала в качестве мистического благодетеля и дарителя людям магических сил и способностей. Вера в священную сущность змеи обусловливала ее включенность в народную медицину хакасов и широкое использование в бытовой магии.

Ключевые слова: хакасы, культура, мировоззрение, фольклор, мифология, обряд, символика, образ, змея

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.122-130

Remnants of the Snake Cult Among the Khakas
(Late 19th to Mid 20th Century)

V.A. Burnakov1 and A.A. Burnakov2

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Shchetinkina 23, Abakan, 655017, Russia

On the basis of folklore and ethnographic data, some of which are introduced in this article, the Khakass mytho-ritual complex relating to the snake is reconstructed. It is demonstrated that these beliefs were central to the traditional Khakass worldview, and the snake was endowed with elaborate symbolic meanings. It was a sacred animal, associated with ideas of life and death. It played a key role in mystical initiation practices, including those related to shamanism, and it was perceived as a patron spirit. Among the Khakass traditional beliefs was the idea that the elect could marry snakes, which turned into beautiful girls. Such a union, short-lived as it was, brought wealth and luck. Also, the snake was associated with elements and landscape features, such as water and mountains, linked to the ideas of sacred center, fertility, and the ancestor cult, which were central in the Khakass worldview. This reptile was often believed to be a mountain spirit, a mystical patron, and donator of magical capacities. Thereby beliefs about snakes were part of Khakass folk medicine and domestic magic.

Keywords: Khakas, folk culture, religion, folklore, mythology, ritual, symbolism, image, snake