Туторский А.В., Говор Е.В., Баллард К. Изучение наследия Н.Н. Миклухо-Маклая русско- и англоязычными исследователями в 1992–2017 годах
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 2 2019

  

Перейти к статье:    

Изучение наследия Н.Н. Миклухо-Маклая
русско- и англоязычными исследователями в 1992–2017 годах

А.В. Туторский1, Е.В. Говор2, К. Баллард2, 3

1Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Ленинские горы, 1, Москва, 119991, Россия

2Австралийский национальный университет, Австралия Australian National University Sir Roland Wilson Building, 120 McCoy Circuit, Canberra, ACT 2601, Australia

3Университет Французской Полинезии, Французская Полинезия Université de la Polynésie française Panaauia, BP 6570, 98702 Faa’a, Tahiti, Polynésie française

В статье дан обзор исследований, посвященных этнографическому наследию русского ученого и путешественника XIX в. Н.Н. Миклухо-Маклая. В первом разделе освещается «классический» для второй половины XX в. подход, для которого характерна тенденция к идеализации и мифологизации ученого. Он представлен в работах Д.Д. Тумаркина, а также во втором издании Полного собрания сочинений Н.Н. Миклухо-Маклая (1990-е гг.). Во втором разделе рассматриваются русскоязычные статьи 1990—2000-х гг., имеющие цель «демифологизировать» или переоценить устоявшиеся представления об ученом. Для некоторых из них характерна недооценка результатов его работы. В третьей части представлены англоязычные работы, посвященные наследию Н.Н. Миклухо-Маклая. В большинстве случаев это перевод русских архивных текстов ученого с научными комментариями. Однако К. Баллард и Е. Говор, продолжающие и в настоящее время изучать океанийские общины, с которыми в прошлом работал русский ученый, особое внимание уделяют рисункам как форме диалогического познания культуры. Рассмотрение наследия Н.Н. Миклухо-Маклая на основе современных подходов к антропологической теории позволит создать более монолитный образ ученого, не расщепленный на «антрополога», «художника», «гуманиста» и т.д. Кроме того, введение в научный оборот не только текстов, но и графического наследия Н.Н. Миклухо-Маклая будет важным шагом к диалогическому исследованию культур народов Океании.

Ключевые слова: Миклухо-Маклай, мифология, история этнографии, диалогическое исследование, советская этнография

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.112-121

Miklouho-Maclay’s Legacy in Russian- and English-Language
Academic Research, 1992–2017

A.V. Tutorsky1, E.V. Govor2, and C. Ballard2, 3

1Lomonosov Moscow State University, Leninskie gory 1, Moscow 119991, Russia

2Australian National University, Sir Roland Wilson Building, 120 McCoy Circuit, Canberra, ACT 2601, Australia

3University of French Polynesia, Panaauia, BP 6570, 98702 Faa’a, Tahiti, French Polynesia

This article provides an overview of recent scholarship dedicated to the legacy of the Russian scientist and traveler Nicolai Miklouho-Maclay. The first part deals with the so-called "“classic” approach of the second half of the 20th century, which tended towards a mythologized and idealized portrait of Miklouho-Maclay, as evidenced by the publications of D. Tumarkin and by the second edition of the Complete Works of N.N. Miklouho-Maclay, published in the 1990s. The second part addresses articles published during the 1990s and 2000s that have sought to "“demythologize” and reevaluate standard perspectives on Miklouho-Maclay. Some authors, rather than overestimating his achievements, tend to understate the impact of his work. The third part deals with English-language articles about Miklouho-Maclay’s legacy. These are mostly translations of Miklouho-Maclay’s archival texts from Russian, with scholarly commentary. However, an ongoing Australian research project conducted by Chris Ballard and Elena Govor has begun a sustained program of fieldwork with descendants of the Melanesian source communities with which Miklouho-Maclay worked, seeking new insights into his texts and especially his drawings as a form of dialogic approach to culture. We propose to study Miklouho-Maclay’s legacy using modern approaches to anthropological theory. This will hopefully result in a unified image rather than separate images of an anthropologist, an artist, a humanist, etc. Also, the use of Miklouho-Maclay’s drawings in addition to his texts will be an important step toward a dialogic study of Oceanic cultures.

Keywords: Miklouho-Maclay, mythology, ethnology, dialogic studies, Soviet ethnography