Чёрная М.П., Татауров С.Ф. Игры детей и игрушки в социокультурном пространстве сибирского города: историко-археологический контекст
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 2 2019

  

Перейти к статье:    

Игры детей и игрушки в социокультурном пространстве
сибирского города: историко-археологический контекст

М.П. Чёрная1, С.Ф. Татауров1, 2

1Национальный исследовательский Томский государственный университет пр. Ленина, 36, Томск, 634050, Россия

2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье вводится в научный оборот археологическая коллекция игрушек из средневековой Тары. Она рассматривается на широком пространственно-временном сравнительном поле. Акцент сделан на локализации игрушек на уровне микропланиграфии усадьбы, где миры взрослых и детей наиболее органично сосуществуют и во взаимодействии этих миров происходит развитие самосознания ребенка, его социализация, в т.ч. посредством игр. Последние выступают активной формой организации детьми своего пространства в мире взрослых и по его образцу, игрушки помогают детям самоутвердиться, «населить собой» домашний мир усадьбы. Детское присутствие в пространстве дома -усадьбы - города представлено в археологическом контексте игровыми атрибутами, привязанными к конкретным объектам (игрушки-оружие, шары, мячи, птички-свистульки, детская посудка, бабки, свайка, ножички и др.). Выявленная на раскопанной усадьбе схема локализации детских игр может быть спроецирована на город в целом, т.к. усадьбы были основным местом обитания. Дети разных сословий играли в домах, на задворках и выгонах, на участках между усадьбами. Освоение детьми обитаемой среды посредством игр определяет их роль в социокультурном пространстве города. Игра и игрушки как неотъемлемый элемент бытовой культуры помогали детям осваивать окружающий мир. По мере взросления границы обжитого ребенком социокультурного пространства расширялись, выходя за пределы семейного уклада.

Ключевые слова: игры детей, игрушки, локализация в обжитом пространстве, Сибирь, Тара, археология

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.084-092

Children’s Games in the Sociocultural Space of a Siberian Town:
Historical and Archaeological Context

M.P. Chernaya1 and S.F. Tataurov1, 2

1National Research Tomsk State University, Pr. Lenina 36, Tomsk, 634050, Russia

2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article describes a collection of toys from a manor in the medieval town of Tara, the Omsk Region, in a broad historical context. We focus on the spatial arrangement of toys on the manor’s plan, evidencing the overlap of the adult’s world with that of children, which is relevant to the development of children’s self-awareness and socialization through play. Games are an active form whereby children organize their space within the adults ’ world and after its pattern. Toys help them assert themselves and "“inhabit” the domestic world of the manor. The children’s presence in the space of the house, that of the estate, and that of the town is marked by various toys, such as mock weapons, balls, whistles shaped like birds, tiny dishes, knucklebones, svaikas (sharpened iron rods, which, when thrown, were meant to stick in the ground inside iron rings), small knives, etc. The reconstruction of children’s games within the excavated manor can be projected onto the entire town, since homesteads were the main habitats. Children belonging to various social classes played inside houses, in backyards, pastures, and areas between the estates. Because the living zone was mastered through play, games played an important role in the organization of the town’s socio-cultural space. As the children grew, their space expanded beyond the family limits.

Keywords: Children’s games, toys, localization, living space, Siberia, Tara, archaeology