Рогожинский А.Е., Черемисин Д.В. Тамги кочевников тюркской эпохи на Алтае и в Семиречье (опыт сопоставления и идентификации)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 2 2019

  

Перейти к статье:    

Тамги кочевников тюркской эпохи на Алтае и в Семиречье
(опыт сопоставления и идентификации)

А.Е. Рогожинский1, Д.В. Черемисин2

1Институт археологии им. А.Х. Маргулана Министерства образования и науки Республики Казахстан, Казахстан Қазақстан Республикасы білім жəне ғылым министрлігі Ə.Х. Марғұлан атындағы Археология институты Достық данғылы, 44, Алматы, 500010, Қазақстан

2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье представлена классификация памятников татгопользования - портативных и недвижимых объектов (петроглифов, монументов), отмеченных тамгами - знаками групповой идентичности народов, которые расселялись в тюркскую эпоху на юге Сибири, территориях Монголии и Казахстана. Исследуются восемь групп однотипных знаков, выявленных на территории Алтая и Семиречья; привлекаются материалы из других областей региона. Картирование знаков показало их основные ареалы и зоны дисперсии; анализ данных археологии, нумизматики, письменных источников и исторической географии позволил установить дату, вероятную этнополитическую принадлежность знаков, векторы пространственного перемещения их обладателей. Сопоставление групп знаков на территориях Алтая и Семиречья обнаружило тесную связь населения историко-культурных областей. Выделены группы знаков, обладающих признаками тамг крупных племенных объединений (сочетание многих разновидностей), а также знаков надплеменной идентичности (сословные, привилегированных кланов, союзных объединений) и эмблем правящей элиты (династийные). Династийными тамгами клана яглакар являются знаки, известные по памятникам Сырнах-Гозы и Курай I на Алтае; по монетам и тамгам-петроглифам из Семиречья выявлены знаки правителей карлуковв VIII-IX вв. на территории Алтая (Чаган, Талдура и др.) и Центральной Монголии (Шивэт улан). Две группы знаков (тамги № 1 и 3) имеют много производных форм и фиксируют присутствие в близкое время на Алтае и в Семиречье подразделений карлукской федерации. Статусом знака надплеменной идентичности обладает тамга № 2, которую отличает единообразие формы, сохраняющееся в разных контекстах на удаленных территориях.

Ключевые слова: Алтай, Семиречье, тюркская эпоха, тамга, уйгуры, карлуки

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.2.048-059

The Tamga Signs of the Turkic Nomads in the Altai and Semirechye:
Comparisons and Identifications

A.E. Rogozhinsky1 and D.V. Cheremisin2

1Margulan Institute of Archaeology, Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan, Dostyk 44, Almaty, 500010, Kazakhstan

2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This article presents a classification of tamgas on petroglyphs and portable items. Tamgas are signs of group identity used by medieval Turkic nomads inhabiting Southern Siberia, Mongolia, and Kazakhstan. We describe eight groups of tamgas found in the Altai and in Semirechye, and compare them with similar signs from other parts of the region. The mapping of tamgas, including petroglyphic, sphragistic, and others allowed us to assess their date, ethno-political attribution, and migration routes of groups with which they were associated. The comparison of tamgas in the Altai and Semirechye evidences close links between those regions. Whereas certain groups of tamgas (combinations of many varieties) were emblems of major tribal unions, others were supratribal markers of social status, privileged clans, and alliances. Certain emblems were dynastic signs of the ruling elite. Dynastic tamgas of the Yaglakar clan are known from sites such as Syrnakh-Gozy and Kuray I in the Altai. Certain tamgas on coins and petroglyphs in Semirechye are emblems of the 8th and 9th century Karluk rulers of the Altai (Chagyn, Taldura, etc.) and central Mongolia (Shivet ulan). Two groups of tamgas (No. 1 and 3) have many derivatives, marking certain divisions of the Karluk federation. An example of a supratribal emblem is tamga No. 2, which shows little variation despite being found in various contexts across a vast territory.

Keywords: Altai, Semirechye, Turkic epoch, tamgas, Uyghurs, Karluks