Кучерская М.А. Практика переодевания в народный костюм в истории русской этнографии
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 1 2019

  

Перейти к статье:    

Практика переодевания в народный костюм
в истории русской этнографии

М.А. Кучерская

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ул. Старая Басманная, 21/4, Москва, 105066, Россия

В статье рассматривается практика переодевания этнографов и собирателей фольклора в народный костюм в середине XIX в. Наиболее последовательно этот вид социальной мимикрии применялся П.И. Якушкиным, который ходил по деревням в русском платье под видом коробейника. Он следовал инструкции, составленной известным литератором, историком и коллекционером русских древностей М.П. Погодиным. Подробно анализируются основные источники представлений Погодина о том, как должен выглядеть собиратель фольклора и этнограф: славянофилы с их отношением к русскому костюму, А.С. Пушкин, ходивший в красной рубахе, а также придворные анекдоты и народные легенды о высокопоставленных лицах, переодевавшихся в простое платье. В статье продемонстрировано, что практика переодевания, применявшаяся Якушкиным, хотя и использовалась несколько позднее другими этнографами (например, С.В. Максимовым и П.Н. Рыбниковым), по политическим причинам общеупотребительной не стала. Тем не менее в 1870-х гг., в период расцвета движения народников, переодевание в народный костюм вновь стало практиковаться – для преодоления дистанции между интеллигентом и крестьянами или рабочими. Размывание и в итоге исчезновение сословных преград в советское время деактулизировало прагматическую функцию этой практики (вызвать доверие), между тем как использование народного костюма в качестве политического жеста сохранило значимость до сегодняшнего дня.

Ключевые слова: история этнографии, П.И. Якушкин, переодевание, русское платье, мимикрия, народники

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.1.127-136

Wearing Folk Costumes as a Mimetic Practice
in Russian Ethnographic Field Studies

M.A. Kucherskaya

National Research University Higher School of Economics, Staraya Basmannaya 21/4, Moscow, 105066, Russia

Wearing folk costumes was a mimicry practiced by certain mid-19th-century Russian ethnographers and folklorists. The most consistent of these was Pavel Yakushkin, who posed as a peddler when doing field work in villages. In this he followed the instructions written by the famous writer, historian, and antiquary Mikhail Pogodin. The sources of Pogodin’s ideas on how a folklorist and ethnographer should look were the Slavophiles ’perception of the Russian costume, Alexander Pushkin’s habit of wearing a red shirt, as well as court jokes and folk legends about top-ranking persons wearing folk costumes. While the changing of clothes first used by Yakushkin was later adopted by other ethnographers, such as Sergey Maksimov and Pavel Rybnikov, political reasons prevented it from spreading. Nevertheless, in the 1870s, at the peak of the movement of the Narodniki (Populists), using folk costumes re-emerged as a way of bringing the intelligentsia closer to the peasants and workers. The erosion and eventual disappearance of class boundaries in Soviet Russia made such ways of winning confidence pragmatically irrelevant; however, wearing traditional folk costumes as a political gesture is meaningful even today.

Keywords: History, ethnography, Pavel Yakushkin, disguise, Russian costume, mimicry, Russian Populists