Бобров Л.А., Исмаилов Д.М. Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 47 № 1 2019

  

Перейти к статье:    

Среднеазиатский шлем из Северо-Казахстанского областного историко-краеведческого музея

Л.А. Бобров, Д.М. Исмаилов

Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

В статье проанализирован богато оформленный железный шлем, хранящийся в Северо-Казахстанском областном историко-краеведческом музее (г. Петропавловск). Он состоит из низкой цельнокованой полусферической тульи, слабовыпуклого подвершия из медного сплава с отверстием, в которое вставлялась трубка-втулка для плюмажа (не сохранилась), широкого железного обруча и двухчастного «коробчатого» козырька. Поверхность последних двух элементов шлема покрыта надписями на арабском языке, растительным и геометрическим орнаментом, выполненным в технике золотой насечки по металлу. Установлено, что на обруче воспроизведены изречения из Корана, в частности, айаты 255—257 суры 2 «Аль-Бакара» («Корова»); на «щитке» козырька — оградительная молитва, называемая «посланием о мире», которую полагалось читать перед дальней дорогой, трудным и опасным предприятием (в т.ч. перед сражением). Типологический анализ шлема позволил датировать его второй половиной XVI — серединой XVIII в. и соотнести с комплексом вооружения воинов Среднеазиатского региона. Наиболее вероятно, что шлем был изготовлен ремесленниками Мавераннахра, Восточного Туркестана или присырдарьинских городов по заказу знатного узбекского, уйгурского или казахского воина. Это объясняет сочетание цельнокованой тульи и обруча, покрытого арабскими надписями, с «коробчатым» козырьком, типичным для боевых наголовий монгольских и тюркских номадов позднего Средневековья и раннего Нового времени. Ближайшие аналоги шлема хранятся в музейных собраниях Республики Казахстан. Судя по следам ремонта и реконструкции, рассматриваемый образец защитного вооружения использовался на протяжении длительного исторического периода.

Ключевые слова: Средняя Азия, Казахстан, Мавераннахр, защитное вооружение, шлем

DOI: 10.17746/1563-0102.2019.47.1.113-118

A Central Asian Helmet from the Northern Kazakhstan Regional Museum

L.A. Bobrov and D.M. Ismailov

Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia

We describe a richly decorated iron helmet owned by the Northern Kazakhstan Regional Museum in Petropavlovsk. It consists of a low solid hemispherical crown, a slightly convex plate, made of copper alloy, with an opening for a (missing) tube in which the plume was inserted, a wide iron hoop, and a bipartite visor of the box type. The two last-named elements are covered with Arabic inscriptions inlaid in gold. Those on the hoop are verses from the Quran 2, 255—257, Al-Baqarah — The Cow. That on the “shield” of the visor is a prayer for protection, known as the “message of peace” read before a long journey or a difficult and dangerous enterprise, such as a battle. Such helmets were common in Central Asia between the late 16th and the mid-18th centuries. This specimen was likely manufactured in Mawarannahr, Xinjiang, or some town on the Syr Darya, for a high-ranking Uzbek, Uyghur, or Kazakh warrior. This accounts for the combination of a solid crown and a hoop with Arabic inscriptions with a box-type visor typical of helmets worn by Mongolian and Turkic nomads during the Late Middle Ages and the Early Modern Age. The closest parallels are found in the museums of Kazakhstan. Judging by the traces of repair and reconstruction, this helmet was used for a long time.

Keywords: Central Asia, Kazakhstan, Mawarannahr, armor, helmet