Вергелес М.О. Антропологическая достоверность портретных изображений
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 3 2018

  

Перейти к статье:    

Антропологическая достоверность портретных изображений

М.О. Вергелес

Научно-исследовательский институт им. Д.Н. Анучина и Музей антропологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова ул. Моховая, 11, Москва, 125009, Россия

В статье представлен анализ реалистичности портретных изображений в контексте физической антропологии. Изучены стандартные описательные антропологические признаки лица, такие как строение складки верхнего века, профиль спинки носа и т.д., имеющиеся на 120 портретных изображениях. Для установления точности передачи черт лица художником данные признаки определены для пар изображений одного и того же человека. Использованы 30 пар портретов одного человека, нарисованных разными художниками, и 30 пар портретов–фотографий, на каждой из которых запечатлен один и тот же человек. Для каждого признака найдена средняя разница в значениях. Полученные расхождения в баллах оказались минимальными, в пределах ошибки метода, что свидетельствует о высокой точности художников в передаче особенностей лица. Созданы четыре обобщенных изображения: два – французской аристократии XV–XVI вв. и два – населения Голландии (преимущественно Амстердама) XV–XVII вв. Каждый обобщенный портрет создан на основе разных индивидуальных изображений. Обобщенные портреты для каждого географического региона очень похожи. Это позволяет сделать выводы о том, что, во-первых, обобщенный портрет является характеристикой группы, а не просто суммой индивидуальных изображений; во-вторых, даже при возможном наличии погрешностей в изображении отдельных индивидов точность художественных портретов достаточна для описания особенностей группы. Таким образом, при должном подборе художественных портретов для анализа и при учете специфики работы с двухмерными изображениями портретная живопись может служить ценным и уникальным источником антропологической информации.

Ключевые слова: обобщенный портрет, художественный портрет, описательные признаки лица, французская аристократия, население Голландии.

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.3.146-152

Realism of Face Depiction in Portraiture

M.O. Vergeles

Anuchin Research Institute and Museum of Anthropology, Lomonosov Moscow State University, Mokhovaya 11, Moscow, 125009, Russia

This study presents the analysis of realism of portraiture in the context of physical anthropology. Standard descriptive traits such as the development of the upper eyelid fold, nasal profile, etc., were scored on 120 portraits. To examine the accuracy of artistic rendition, these traits were assessed on 30 pairs of portraits of the same persons painted by different artists, and on 30 pairs of portraits versus photographs of the same persons. For each trait, the mean difference of scores was calculated. The mean differences are within the scoring error, indicating the artists’ high accuracy in rendering facial features. Next, four composite portraits were generated, two relating to 15th–16th century French aristocrats, and two to the 15th–17th century Dutch population, mainly that of Amsterdam. Composite portraits for every geographic region are virtually identical, suggesting that they represent a specific population rather than just a total of\individual data. Also, even though painters might be somewhat imprecise in depicting individual faces, these inaccuracies are leveled off in composite representations. In sum, portraiture is a very informative source of anthropometric information.

Keywords: Composite portraits, portraiture, descriptive facial features, French aristocrats, Holland people.