Жамбалова С.Г. Традиционные типы погребения бурят: динамика и стереотипы
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 3 2018

  

Перейти к статье:    

Традиционные типы погребения бурят: динамика и стереотипы

С.Г. Жамбалова

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, 670047, Россия

Сравнительное изучение погребения бурят разного возраста и статуса базируется на характеристике степени их мобильности, динамике и стереотипах, которые понимаются здесь как механизм консервации инвариантного ядра культуры. Выявляются зоны инноваций, возникающих в ходе перекомбинации элементов традиции или под влиянием извне. Специфика погребений демонстрирует механизмы адаптации социума к природно-климатическим условиям и историческим обстоятельствам. Выявлены два традиционных типа погребения ординарных людей: наземное под прикрытием с сопроводительным инвентарем и кремация. Они были распространены на всей этнической территории. Присоединение к России и распространение буддизма привели к появлению в Байкальском регионе двух крупных субрегиональных общностей бурят, различающихся прежде всего религиозной принадлежностью, – шаманистов Предбайкалья и буддистов Забайкалья – и к изменениям в погребении ординарных членов социума. Под влиянием русской культуры получила распространение ингумация в гробу. Буддизм, практиковавший кремацию духовенства, сделал данный тип невозможным для мирян. В Предбайкалье начала преобладать кремация, которая в Забайкалье исчезла. Выделились два подтипа наземного погребения – шаманистское и буддистское. В Забайкалье получило развитие последнее. Выявлено несколько типов погребения детей: воздушное, кремация, наземное обоих подтипов и ингумация. Приведены описания стереотипных захоронений и меморизации шаманов и буддийского духовенства. В результате исследования установлено, что одна линия развития демонстрирует динамичность погребения ординарных людей, которая дает возможность этносу вписаться в глобальный мир; другая манифестирует стереотипность сакрального погребения, позволяющую сохранять традиционное ядро культуры. Обе линии развития обеспечивают сохранение бурятского социума в пространственно-временном континууме.

Ключевые слова: буряты, погребение, меморизация, типы, динамика, стереотип.

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.3.114-121

Traditional Buryat Burials: Changes and Stereotypes

S.G. Zhambalova

Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Sakhyanovoy 6, Ulan-Ude, 670047, Russia

Buryat burials are described with regard to the age and social status of the deceased. Changes and conservative features are evaluated, and cultural stereotypes are discussed. Certain novel traits are due to a recombination of traditional elements; others are caused by external stimuli. Environmental adaptations and the role of cultural factors are assessed. There are two traditional types of low-ranking burials: above-ground under cover with accompanying goods; and cremation. Both were practiced throughout the Buryat ethnic area. Its inclusion in the Russian Empire and the spread of Buddhism resulted in the emergence in the Baikal region of two major religious groups––shamanists in the cis-Baikal area and Buddhists living east of Lake Baikal. Changes affected burial practices as well. Under the impact of the Russian tradition, inhumation burials in coffins emerged. Under Buddhism, only members of clergy but not lay persons were cremated. Cremation became the principal rite west of Lake Baikal, while having disappeared east of it. Two types of the above-ground burials became common––shamanist and Buddhist. From that time on, ground burials can be divided into two subtypes – shamanist and Buddhist, the latter being predominant in the Trans-Baikal region. Burials of children fall in several categories – suspended, cremation, both types of above-ground, and inhumation. Burials and commemoration practices relating to shamans and the Buddhist clergy are described. One evolutionary line demonstrates changes in burial practices concerning ordinary people and contributing to the integration of the traditional culture into the outside world, another line highlights the sacral stereotypes, preserving the core of the traditional culture. Both opposing lines maintain the integrity of the Buryat ethnic tradition in both space and time.

Keywords: Buryats, burials, memorization, cultural stereotypes, cultural changes.