Перейти к статье:
Кимеки и чу-му-кунь 處木昆:
заметки по поводу одного отождествления
В.В. Тишин
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН ул. Сахьяновой, 6, Улан-Удэ, 670047, Россия
Статья посвящена вопросам формирования известного по мусульманским источникам тюркского племени кимек, занимавшего в IX–XI вв. территории Семиречья, которые рассматриваются в связи с историей племени чу-му-кунь 處木昆, зафиксированного здесь в VII–VIII вв. китайскими источниками. При анализе генеалогической легенды кимеков, приведенной персидским автором XI в. Гардизи, обращено внимание на сюжет о погружении основателя кимекского племенного объединения в воду и о почитании кимеками воды. Отмечается возможность сопоставления этого сюжета с реконструкцией китайского звучания названия племени чу-му-кунь 處木昆 как *cumuqun ~ *comuqun *‘погрузившийся в воду’, *‘утонувший (?)’. На основе изучения отраженной в китайских источниках топонимики и личной ономастики древнетюркского периода, связанной с территорией Алтая и Семиречья, сделан вывод о фиксации слов чу-му-кунь 處木昆 и йемек (янь-мо 鹽莫) уже в середине VII в., но употребленных в составе личных имен, несвязанных с долиной р. Иртыш, где, согласно Гардизи, произошло сложение кимекского племенного союза. Эти данные позволяют не только подтвердить мнение о многокомпонентности кимекского племенного союза, но и выдвинуть гипотезу о происхождении, по крайней мере, названия доминирующего племени от личного имени. Вслед за Ю.А. Зуевым представляется также возможным выразить скептицизм по поводу отождествления самих форм «кимек» и «йемек».
Ключевые слова: этногенез, кочевники, племя, этнонимика, ономастика.
DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.3.107-113
Kimak and Chu-mu-kun 處木昆: Notes on an Identification
V.V. Tishin
Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Sakhyanovoy 6, Ulan-Ude, 670047, Russia
This study addresses the origin of a Turkic tribe Kimak known from Muslim sources. In 800–1100 AD the Kimak lived in Semirechye. In the article, they are associated with the Chu-mu-kun 處木昆 tribe, which resided in the same place in 600–800 AD and was described by Chinese sources. The Kimak genealogical legend related by the 11th century Persian writer Gardizi includes the story of the founder of the Kimak tribe being immersed in water (the alleged reason why the Kimak worshipped water). This story suggests that the reconstructed Chinese variant of the tribal name Chu-mu-kun 處木昆 meant *cumuqun ~ *comuqun *‘immersed in water’, *‘drowned (?)’. Based on the toponymy in the Chinese sources and the Old Turkic personal names relating to Altai and Semirechye, it is concluded that the words Chu-mu-kun 處木昆 and Yemak (Yan-mo 鹽莫) were used as early as mid-7th century, but they were parts of personal names unrelated to the Irtysh valley, where, according to Gardizi, the Kimak tribal union originated. These facts not only document the ethnic diversity of the Kimak tribal union, but suggest that at least the name of the dominant tribe derived from a personal name. Like Y.A. Zuyev, I am skeptical toward identifying the names Kimak and Yemak.
Keywords: Ethnic history, Turks, nomads, tribes, ethnonymy, onomastics.