Конончук К.В., Марочкин А.Г. Предметы художественной металлопластики из окрестностей Томской писаницы
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 3 2018

  

Перейти к статье:    

Предметы художественной металлопластики
из окрестностей Томской писаницы

К.В. Конончук1, А.Г. Марочкин2, 3

1Институт истории материальной культуры РАН Дворцовая наб., 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия

2Институт экологии человека ФИЦ УУХ СО РАН Советский пр., 18, Кемерово, 650000, Россия

3Кемеровский государственный университет ул. Красная, 6, Кемерово, 650000, Россия

В статье впервые введена в научный оборот информация о нескольких уникальных древних предметах художественной металлопластики, обнаруженных в 1970-х, 1990-х и 2010-х гг. возле Томской писаницы: одной зооморфной фигурке, двух антропоморфных личинах и одной орнитоморфной подвеске. Определены их аналогии в культовых и погребальных комплексах Южной и Западной Сибири. Аргументировано стилистическое тождество фигурки лошади/кулана некоторым категориям скифо-сибирского культового литья из материалов тагарской и кижировской культур V–IV вв. до н.э. Обоснована принадлежность антропоморфных личин к томско-нарымскому варианту позднекулайского культового литья и предложена их датировка в пределах I в. до н.э. – V в. н.э. с возможным омоложением до VI в. н.э. в аспекте формирования посткулайских раннесредневековых культур. Установлено, что орнитоморфное изображение, датированное VI–VII вв. н.э., относится к транскультурному раннесредневековому канону, восходящему к позднекулайской изобразительной традиции. Предположена общность Томской писаницы с культовыми местами раннего железного века и раннего Средневековья Западной и Южной Сибири, выраженная в практике вотивных захоронений вещей, в т.ч. предметов художественной металлопластики. Обозначена семантическая связь подобных практик в окрестностях Томской писаницы с североазиатской традицией «жертвенников» вблизи наскальных изображений. Высказана версия о вариативности форм культового отношения позднекулайского населения к нижнетомским петроглифам в первой половине I тыс. н.э.

Ключевые слова: художественное литье, ранний железный век, раннее Средневековье, культовое место, Томская писаница.

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.3.083-091

Artistic Metalwork Found Near the Tomskaya Pisanitsa

K.V. Kononchuk1 and A.G. Marochkin2, 3

1Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences, Dvortsovaya nab. 18, St. Petersburg, 191186, Russia

2Institute of Human Ecology, Federal Research Center of Coal and Coal Chemistry, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Sovetsky pr. 18, Kemerovo, 650000, Russia

3Kemerovo State University, Krasnaya 6, Kemerovo, 650000, Russia

We describe rare toreutic items found in the 1970s, 1990s, and 2010s near the Tomskaya Pisanitsa rock art site—a zoomorphic figurine, two anthropomorphic masks, and an ornithomorphic pendant. Parallels among the ritual and funerary artifacts from Southern and Western Siberia are discussed. The figurine representing a horse or an onager resembles certain examples of ritual toreutic art of the Tagar and Kizhirovo cultures (500–300 BC). Anthropomorphic masks represent the Tomsk-Narym variant of late Kulaika toreutics (100 BC to 500 AD) but may be as late as the sixth century, being associated with the post-Kulaika early medieval tradition. The ornithomorphic figurine, dating to 500–700 AD, belongs to the early medieval trans-cultural tradition that had originated from late Kulaika art. The Tomskaya Pisanitsa site resembles Early Iron Age and early medieval sanctuaries of Western and Southern Siberia with votive hoards of artifacts including toreutic ones. Such sites are part of the Northern Asian tradition of offerings made near rock art galleries. Hypotheses are advanced about the attitudes of the late Kulaika people to rock art sites in the first half of the first millennium AD.

Keywords: Artistic metalwork, Early Iron Age, Early Middle Ages, sanctuaries, rock art, Tomskaya Pisanitsa.