Авилова Л.И., Гей А.Н. Конструктивные особенности колесного транспорта Ирано-Месопотамского региона в III–I тыс. до н.э.
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 3 2018

  

Перейти к статье:    

Конструктивные особенности колесного транспорта
Ирано-Месопотамского региона в III–I тыс. до н.э.

Л.И. Авилова, А.Н. Гей

Институт археологии РАН ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, 117036, Россия

В статье рассматриваются упрочняющие металлические элементы в колесных повозках Евразии. Выделяются типы конструкций, намечаются некоторые этапы развития и распространения технологических традиций в обществах с разной социальной организацией и различной этнической принадлежности. На территории Шумера и Юго-Западного Ирана имеются ранние (III тыс. до н.э.) свидетельства использования колесных повозок: их остатки в погребениях, изображения на сосудах и цилиндрических печатях, глиняные и металлические модели. Ранний тип креплений представляет собой ряд гвоздей, вбитых по краю сплошных дощатых колес. Восстанавливаются ременные протекторы на колесах, служившие для их стяжки и защиты от износа и повышавшие комфортность езды. Колесница была принадлежностью лиц высокого социального ранга и использовалась в военных, охотничьих и ритуальных целях. Новый тип упрочняющих деталей – плоские металлические шины с дополнительными пластинами – появился на рубеже III и II тыс. до н.э. в Сузиане и Центральной Азии. В раннем железном веке крепления в виде гвоздей вдоль обода вновь стали применяться после тысячелетнего перерыва, но на колесах нового типа – со спицами. Они известны на обширной территории от Балкан и Эгеиды до Бактрии. Обзор материалов эпохи бронзы из курганных захоронений в восточно-европейских степях показывает, что металлические конструктивные элементы не использовались в ямной, новотиторовской, катакомбной и синташтинской культурах. Это косвенно свидетельствует о множественности технологических традиций изготовления колесных повозок.

Ключевые слова: бронзовый век, железный век, Ирано-Месопотамский регион, колесные повозки, металлические упрочняющие детали, технологические традиции.

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.3.041-048

On the Construction Features of Wheeled Vehicles
in Iran and Mesopotamia (Third to First Millennia BC)

L.I. Avilova and A.N. Gey

Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Dm. Ulyanova 19, Moscow, 117036, Russia

Reinforcing metal elements in early Eurasian wheels are described. A typology of wheel constructions is proposed, and stages of their evolution and diffusion in socially and ethnically diverse societies are reconstructed. In Sumer and southwestern Iran, early (3d millennium BC) evidence of the use of wheeled transport includes remains of wagons in burials, representations on vessels and cylinder seals, as well as clay and metal models. The early reinforcing details were bronze nails pinned along the rims of solid wheels. Thick leather straps on treads served for binding wheels, prevented wear, and made riding more comfortable. Chariots marked high social status of their owners, and were used for military, hunting, and ritual purposes. Around 2000 BC, metal tread-bands with additional plates were introduced in Susiana and Central Asia. In the Early Iron Age, after a 1000-year long break, studded treads reappeared, but on spoked wheels. Such a construction occurs across a huge territory from the Balkans and Aegean to Bactria. The review of materials from the Bronze Age kurgan burials in the Eastern European steppes reveals no evidence of the use of metal details in the Pit Grave, Catacomb, Novotitorovka or Sintashta cultures, indirectly suggesting multiplicity of wheel-manufacturing traditions.

Keywords: Bronze Age, Iron Age, Iran, Mesopotamia, wheeled vehicles, metal reinforcing details, technological traditions.