Лобанова Т.В., Кардаш О.В. Костные остатки животных в ритуально-обрядовых комплексах Городка Монкысь урий
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 2 2018

  

Перейти к статье:    

Костные остатки животных
в ритуально-обрядовых комплексах Городка Монкысь урий

Т.В. Лобанова1, О.В. Кардаш2, 3

1Институт экологии растений и животных УрО РАН ул. 8 Марта, 202, Екатеринбург, 620144,Россия

2Сургутский государственный университет ул. Ленина, 1, Сургут, 628412, Россия

3Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье приводятся результаты исследования костных остатков животных из археологического памятника Городок Монкысь урий конца XVI – XVII в., который находится на р. Большой Юган в центре таежного Приобья Западной Сибири. Прослеживается связь костных остатков некоторых видов диких (северный олень, лось, бурый медведь, волк) и домашних (собака) животных с археологическими артефактами и объектами жилого комплекса городка. Выявлены десять ритуальных костных комплексов, описаны их видовой состав, элементы скелета, характер раздробленности и возрастные особенности костей. Приведены этнографические и фольклорные данные о ритуальных практиках автохтонного населения Западной Сибири, связанных с жертвоприношениями различных животных. Установлено, что семь костных комплексов располагались в жилых постройках городка, шесть комплексов содержали целые скелеты северного оленя и их фрагменты, а также кости черепа лося. Комплексы объединяют, вероятно, материалы ритуалов принесения строительных жертв богам привозведении построек городка, а также жертвоприношения по случаю рождения детей. Выделены три костных комплекса, находившихся вне жилых построек городка: кости собаки и бурого медведя – остатки погребальных и поминальных обрядов древнего населения. Описанные ритуальные комплексы отражают культурные традиции юганских хантов, которые были зафиксированы этнографами в XIX–XX вв.; они являлись продолжением традиций древних угорских и самодийских народов.

Ключевые слова: таежная зона, Западная Сибирь, кости, ритуальный комплекс, поминальный обряд, Юганские ханты

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.2.140-148

Animal Bones in Ritual Accumulations at Monkys Uriy

T.V. Lobanova1 and O.V. Kardash2, 3

1Institute of Plant and Animal Ecology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences, 8 Marta 202, Yekaterinburg, 620144, Russia

2Surgut State University, Lenina 1, Surgut, 628412, Russia

3Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

At Monkys Uriy, a late 16th–17th century fort on the Bolshoy Yugan River, in the taiga zone of the Ob basin, Western Siberia, bones of wild animals (reindeer, elks, brown bears, and wolves) and those of domestic dogs were found in residential areas together with artifacts. We describe ten ritual accumulations of bones, species composition, that of skeletal elements, fragmentation types, and the age of animals. Seven accumulations of bones were found at residential quarters. Six of them contained complete or partial skeletons of reindeer and cranial bones of an elk. These accumulations may indicate construction sacrifices and those marking childbirth. Three bone accumulations found outside the residence area include bones of a dog and a brown bear, evidently sacrificed during funerary rites. Ethnographic and folkloric evidence suggests that such sacrifices were practiced by the Yugan Khanty as late as the 19th and 20th centuries and had been rooted in ancient traditions of Ugrians and Samoyeds.

Keywords: Taiga zone, Western Siberia, bones, ritual complex, funerary rite, Yugan Khanty