Усманова Э.Р., Дрёмов И.И., Панюшкина И.П., Колбина А.В. Монгольские воины Улуса Джучи по материалам могильника Карасуыр (Улытау, Центральный Казахстан)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 2 2018

  

Перейти к статье:    

Монгольские воины Улуса Джучи
по материалам могильника Карасуыр
(Улытау, Центральный Казахстан)

Э.Р. Усманова1, И.И. Дрёмов2, И.П. Панюшкина3, А.В. Колбина4

1Сарыаркинский археологический институт Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова Республика Казахстан Академик Е.А. Б?кетов атында?ы ?ара?анды мемлекеттік Университетіні? Сарыар?а археологиялы? институты Университет к?ш., 28, ?ара?анды, 100028, ?аза?стан Республикасы

2ООО «Георесурс-КБ» ул. Московская, 84, Саратов, 410012, Россия

3Университет Аризоны, США University of Arizona 1215, E. Lowell St., Tucson, AZ 85721, USA

4Костанайский областной историко-краеведческий музей Республика Казахстан ?останай облысты? тарихи-?лкетану музейі Алтынсарин к?ш., 115, ?останай, 458000, ?аза?стан Республикасы

В статье рассматриваются результаты междисциплинарного исследования археологических материалов средневекового могильника Карасуыр, расположенного в северо-западной части пустыни Бетпакдала у южных отрогов горного массива Улытау в Центральном Казахстане. Историческая территория Улытау – это восточная провинция Золотой Орды, один из культовых центров Джучидов и потомков монголов вплоть до конца XVI в. Исследованная часть могильника включает пять погребений. На основе антропологического анализа установлено, что в четырех погребениях захоронены особи мужского пола (три монголоида, один европеоид), в одном – женского. По археологическим материалам и результатам радиоуглеродного датирования погребения отнесены к концу XIII – началу XIV в. Воинское снаряжение содержит берестяные колчаны, железные и костяные наконечники стрел, фрагменты ламинарного доспеха, ножи. Изучение погребального обряда и инвентаря, а также антропологических материалов позволило сделать вывод о том, что три погребения принадлежали воинам монгольского происхождения, похороненным в соответствии с ритуалами тибетского буддизма. Могильник Карасуыр является первым представительным археологическим свидетельством захоронения воинов в восточной провинции Улуса Джучи. Возможно, погребальное поле появилось на месте неизвестного боевого конфликта или вследствие эпидемии, начавшейся в военном отряде. Погребения совершены в ранний этап периода распространения буддизма в форме ламаизма у монгольских племен, до исламизации северной степи Внутренней Евразии.

Ключевые слова: монгольские воины, тибетский буддизм, Улус Джучи, ламинарный доспех, Золотая Ордa

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.2.106-113

Mongol Warriors of the Jochi Ulus at the Karasuyr Cemetery,
Ulytau, Central Kazakhstan

E.R. Usmanova1, I.I. Dremov2, I.P. Panyushkina3, and A.V. Kolbina4

1Saryarka Archaeological Institute, E.A. Buketov Karaganda State University, Universitetskaya 28, Karaganda, 100028, Republic of Kazakhstan

2OOO “Georesurs KB”, Moskovskaya 84, Saratov, 410012, Russia

3University of Arizona, 1215 E. Lowell St., Tucson, AZ 85721, USA

4Kostanay Regional Museum of Local History, Altynsarina 115, Kostanay, 458000, Republic of Kazakhstan

We present an archaeological study of medieval burials of warriors in the Karasuyr cemetery in the northwestern Betpakdala desert, near the southern Ulytau range in central Kazakhstan. The region was an eastern province of the Golden Horde, a ritual center of Jochi’s clan and later Mongol rulers until the late 16th century. The excavated part of the cemetery includes five burials. Four were those of males (three Mongoloid and one Caucasoid), and one was that of a female. Based on artifacts and the results of radiocarbon analysis, the burials date to the late 13th and early 14th century. Artifacts include birch-bark quivers, iron and bone arrowheads, fragments of laminar armor, and knives. The burial rite, the artifacts, and the physical type of the individuals suggest that three of them were Mongol warriors buried according to the Tibetan Buddhist rite, following an unknown military conflict during the Jochi Ulus rule––the first such burials to be excavated. Absence of weapons and the scarcity of other artifacts in the grave of the Caucasoid male indicate a subordinate position in the military group. The cemetery reflects the early expansion of Buddhism beyond Tibet before the spread of Islam across the northern fringes of the Eurasian steppe.

Keywords: Mongol warriors, Tibetan Buddhism, Jochi Ulus, laminar armor, Golden Horde