Бауло А.В. Изображения небесных светил на сакральных атрибутах обских угров (по археологическим и этнографическим источникам II тыс. н.э.)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 46 № 1 2018

  

Перейти к статье:    

Изображения небесных светил
на сакральных атрибутах обских угров
(по археологическим и этнографическим источникам II тыс. н.э.)

А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья посвящена изображениям небесных светил на сакральных атрибутах обских угров, а также их роли в верованиях и обрядах. Привлечены археологические, этнографические, фольклорные и изобразительные источники II тыс. н.э., а также материалы фондов ряда музеев России. Отмечено, что в мировоззрении обских угров солнце и месяц занимают незначительное место; тем не менее они персонифицированы и являются персонажами преданий и мифов. При организации обрядов ханты и манси учитывают фазы луны (новолуние) и движение солнца. На священных атрибутах обских угров солярные знаки встречаются в основном на предметах, относящихся к культу Небесного всадника. Это может рассматриваться как реликт ранних космогонических представлений. Появление импортных изделий с изображениями солнца и месяца на территории Урала и Западной Сибири по археологическим источникам фиксируется не ранее IX в. В X–XII вв. подобные предметы отливают уже в урало-сибирском регионе. В XIII–XIV вв. в Зауралье поступают серебряные бляхи с изображением сокольничего, которые маркируют продвижение вогулов с Западного Урала на современные места проживания. Сюжет «сокольничий в окружении животных, солнца и луны» воспроизводится на суконных атрибутах Мир-суснехума до настоящего времени. Солярные знаки применялись манси и хантами для оформления жертвенных даров богини Калтась, фронтонов культовых амбарчиков, ряда шаманских атрибутов; их наносили на погребальные сооружения, использовали для подписи на документах.

Ключевые слова: солнце, луна, месяц, атрибут, манси, ханты, изображение

DOI: 10.17746/1563-0102.2018.46.1.123-132

Celestial Bodies on the Ob Ugrian Ritual Artifacts
(Based on Archaeological and Ethnographic Sources
of the 2nd Millennium AD)

A.V. Baulo

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

This study explores the religious role of celestial bodies depicted on Ob Ugrian ritual artifacts from several Russian museums, with reference to ethnographic, folkloric, and artistic sources. While neither the sun nor the moon play a major role in Ugrian religion, they are personified and feature in legends and myths. Khanty and Mansi rites refer to lunar phases (new moon) and the position of the sun. Solar signs are mostly present on ritual artifacts relating to the Celestial Horseman cult, possibly derived from early cosmogonic ideas. In western Siberia, the symbols of the sun and the moon appear no earlier than AD 800. In the 10th–12th centuries, such artifacts were cast in the eastern Ural. The 13th–14th-century silver plaques from western Siberia, showing a falconer, evidence the Vogul (Mansi) migration from western Ural to their current place of residence. The scene featuring a falconer surrounded by animals, the sun, and the moon is still being represented on cloth paraphernalia of Mir-Susne-Khum, the Ob Ugrian cultural hero. Solar signs have been used by the Mansi and Khanty to decorate the sacrificial offerings to the goddess Kaltas, the gables of ritual barns, and burial structures. Also, they stood for signatures on documents.

Keywords: Sun, moon, solar signs, Mansi, Khanty, ritual art