Табарев А.В., Иванова Д.А., Нестеркина А.Л., Соловьева Е.А. Дзёмонская традиция монументальных сооружений на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 45 № 4 2017

  

Перейти к статье:    

Дзёмонская традиция монументальных сооружений
на Японском архипелаге: истоки, особенности, распространение

А.В. Табарев, Д.А. Иванова, А.Л. Нестеркина, Е.А. Соловьева

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Дзёмонская традиция монументальных сооружений – одна из трех (наряду с яёйской и кофунской) в древних культурах Японского архипелага (острова Кюсю, Хонсю и Хоккайдо). Ее наиболее ранние проявления фиксируются уже в раннем периоде дзёмона (ок. 8 000 л.н.), а пик приходится на поздний (4 000–3 000 л.н.). В отличие от двух поздних традиций носителями дзёмонской были не земледельцы и скотоводы, а охотники-собиратели-рыболовы. Настоящая статья – первая в отечественной археологической литературе работа, в которой рассматриваются различные типы монументальных сооружений эпохи дзёмон (выкладки из камней, «каменные кольца», земляные насыпи, раковинные кучи геометрической формы), их распространение на территории архипелага, хронология, приводятся иллюстративные материалы (прорисовки, фото) по наиболее ярким комплексам (Юбунэдзава II, Оою, Комакино, Саннай Маруяма, Касори и др.). Предлагается гипотеза об истоках традиции в культурах финального палеолита и переходного к дзёмону времени (культура микосиба), а также проводятся параллели с памятниками (Устиновка-4, Суворово-4, Богополь-4) на сопредельных территориях Российского Дальнего Востока (Приморье). Учитывая многокомпонентность монументальных комплексов (тщательная планировка, следы деревянных конструкций, погребения, многочисленные предметы искусства, визуальные эффекты, астрономические ориентиры, «солнечные часы»), авторы публикации рассматривают их, в первую очередь, как мультифункциональные ритуальные центры. По объему материала и энергии, затраченных на их сооружение, монументальные комплексы эпохи дзёмон вполне сопоставимы с мегалитическими памятниками неолита Западной Европы.

Ключевые слова: Японский архипелаг, дзёмон, «каменные круги», земляные насыпи, погребения

DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.4.045-055

The Jomon Megalithic Tradition in Japan: Origins, Features, and Distribution

A.V. Tabarev, D.A. Ivanova, A.L. Nesterkina, and E.A. Solovieva

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

The Jomon monumental structures on the islands of Kyushu, Honshu, and Hokkaido represent the earliest of the three such traditions, two others being associated with the cultures of Yayoi and Kofun. The beginnings of the tradition date back to the Early Jomon (ca 8000 BP), while its peak coincides with the Late Jomon (4000–3000 BP). Unlike people associated with two later traditions (agriculturalists and animal breeders), the Jomon people were hunters, gatherers, and fishers. This is the first Russian study to address various types of Jomon monumental structures (stone alignments, stone circles, earthen mounds, and “geometric” shell mounds), their distribution and chronology. The most interesting sites (Yubunezawa II, oyu, Komakino, Sannai Maruyama, Kasori, etc.) are documented with drawings and photos. It is hypothesized that the tradition originated as early as the Final Paleolithic and the transition to the Jomon Mikoshiba culture. We present parallels with sites in the adjacent territories of the Russian Far East (Primorye) such as Ustinovka-4, Suvorovo-4, and Bogopol-4. Given the complexity of monumental structures (elaborate layout, traces of wooden structures, burials, numerous works of art, visual effects, astronomical marks, “sundials”), these sites can be viewed as multifunctional ritual centers. In terms of amount of material and labor required for construction, they are comparable with the Neolithic funerary structures of Western Europe.

Keywords: Japan, Jomon, funerary structures, mounds, burials