Есин Ю.Н., Магай Ж., Еруул-Эрдэнэ Ч., Гантулга Ж. О краске на оленных камнях Монголии
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 45 № 3 2017

  

Перейти к статье:    

О краске на оленных камнях Монголии

Ю.Н. Есин1, Ж. Магай2, Ч. Еруул-Эрдэнэ3, Ж. Гантулга3

1Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории ул. Щетинкина, 23, Абакан, 655017, Россия

2Музей доисторической антропологии Монако Musee d’Anthropologie Prehistorique de Monaco 56 bis Boulevard du Jardin Exotique, 98000 Monaco

3Институт истории и археологии Академии наук Монголии Монгол улсын шинжлэх ухааны академи Т??х, археологийн хурээлэн Жуковын гудамж-77, Улаанбаатар-13343, Монгол Улс

Статья посвящена использованию краски на каменных стелах (оленных камнях) Монголии в конце II – середине I тыс. до н.э. Описываются и анализируются выявленные росписи различных оттенков красного цвета. Во всех случаях остатки краски обнаружены на тех гранях стел, которые в результате падения или последующего вторичного использования камня оказались защищены от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Иногда консервации краски дополнительно способствует корочка кальцитовых отложений, образовавшаяся в месте соприкосновения поверхности стелы с землей. Исходя из роли в создании визуальных образов, предложено выделять две группы росписей: несамостоятельные (заполняют силуэты выбитых рисунков) и самостоятельные (создают отдельные элементы композиции стелы). Первые наиболее распространенные. По композиции изученные стелы разделены на два типа: 1) с лицевой стороной на узкой вертикальной грани и изображениями оленей в монголо-забайкальском стиле; 2) с лицевой стороной на широкой грани, выделением верхнего яруса, но без изображений оленей и пояса с оружием. Их относительная хронология документируется случаями использования стел первого типа для нанесения композиций второго типа. Первый тип стел связан с погребально-поминальными памятниками культуры херексуров и оленных камней Центральной Монголии, а второй – с захоронениями культуры плиточных могил. Традиция раскрашивать выбитые фигуры красной минеральной краской как типичный прием оформления каменных стел появилась у скотоводов восточной части Евразийского степного пояса еще в эпоху ранней бронзы.

Ключевые слова: Монголия, эпоха поздней бронзы, эпоха раннего железа, оленный камень, стела, краска

DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.079-089

Paint on Deer Stones of Mongolia

Y.N. Esin1, J. Magail2, C. Yeruul-Erdene3, and J. Gantulga3

1Khakass Research Institute of Language, Literature and History, Shchetinkina 23, Abakan, 655017, Russia

2Museum of Prehistoric Anthropology of Monaco, 56 bis Boulevard du Jardin Exotique, 98000 Monaco

3Institute of History and Archaeology, Mongolian Academy of Sciences, Zhukovyn 77, Ulaanbaatar, 13343, Mongolia

This study focuses on traces of paint on stone stelae (“deer stones”) of Mongolia, dating to late second to mid-first millennia BC. Painting was made in various shades of red. In all cases, remains of paint were found on facets which had been protected from weathering because the stelae had collapsed or been reused. An additional protection might have been provided by a calcite crust formed where the stelae contacted the ground. Based on the role of painting in visual imagery, two groups of paintings are described: supportive (filling in the engraved figures) and independent. The first group is the largest. In terms of composition, stelae fall into two types: those whose front is on the narrow vertical facet, carrying images of deer in a Mongolian-Transbaikalian style, and those whose front is on the wide vertical facet, where the upper tier is separated, and neither deer nor belts with weapons are represented. The relative chronology of the two types is established by the fact that in certain instances, stelae of the first type were reshaped into those of the second type. The first type is related to funerary and memorial sites of the Khereksur and Deer Stone culture of Central Mongolia; the second, to burials of the Slab Grave culture. The tradition of decorating engraved figures with red mineral paint had originated among eastern Eurasian steppe pastoralists in the Early Bronze Age.

Keywords: Mongolia, Trans-Baikal, Bronze Age, Early Iron Age, khereksurs, Slab Grave culture, deer stones, stelae