Перейти к статье:
Сравнительный анализ красок на плитах погребений
каракольской культуры
А.С. Пахунов1, 2, Е.Г. Дэвлет1, 2, В.И. Молодин2, 3, Б.В. Лазин4, И.А. Каратеев5, П.В. Дороватовский5, А.А. Калоян5, К.М. Подурец5, Р.А. Сенин5, А.Е. Благов5, Е.Б. Яцишина5
1Институт археологии РАН ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, 117036, Россия
2Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
3Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
4Учебно-научный музей Дальневосточного федерального университета пр. Океанский, 37, Владивосток, 690091, Россия
5Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» пл. Академика Курчатова, 1, Москва, 123182, Россия
В работе рассматриваются результаты анализа красок, использовавшихся для росписи плит каракольской культуры эпохи бронзы Алтая. Проанализированы краски с шести плит погребений в каменных ящиках Каракола и Озерного, хранящихся в Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН. Важнейшим изобразительным мотивом являются антропоморфные фигуры, выполненные в смешанной технике с использованием выбивки, гравировки, пришлифовки и краски в различных сочетаниях. Росписи нанесены на плиты поверх ранее существовавших петроглифов, следов окрашивания которых не было выявлено. Анализ состава микрообразцов красок проводился с помощью методов оптической микроскопии, электронной микроскопии с рентгеновским микроанализом и порошковой рентгеновской дифракции на источнике синхротронного излучения. В результате были выделены признаки, позволяющие достоверно различать природную окрашенность поверхности камня и преднамеренно нанесенную краску. По результатам определения цвета пигментов и химико-аналитических исследований, все фигуративные изображения на плитах и оконтуривающая линия выполнены одной краской. Однако если состав красных красок в одном погребении однороден, то пигменты с плит из разных погребений различаются, что можно связать с использованием нескольких источников сырья, доступных на разных хронологических этапах. Краски в погребениях использовались как для декорирования плит, так и покрытия тел умерших (их следы обнаруживаются на костяках, причем цвет варьирует от светло-красного до черного); сопоставление этих красок в дальнейшем позволит детальнее реконструировать погребальный обряд каракольцев.
Ключевые слова: археология, Алтай, Каракол, эпоха бронзы, пигменты, первобытное искусство, наскальные изображения
DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.056-068
A Comparative Analysis of Paints on the Karakol Burial Slabs
A.S. Pakhunov1, 2, E.G. Devlet1, 2, V.I. Molodin2, 3, B.V. Lazin4, I.A. Karateev5, P.V. Dorovatovsky5, A.A. Kaloyan5, K.M. Podurets5, R.A. Senin5, A.E. Blagov5, and E.B. Yatsishina5
1Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Dm. Ulyanova 19, Moscow, 117036, Russia
2Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia
3Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
4Educational and Scientifi c Museum, Far Eastern Federal University, Pr. Okeansky 37, Vladivostok, Russia, 690091
5National Research Center “Kurchatov Institute”, Pr. Akademika Kurchatova 1, Moscow, 123182, Russia
We have analyzed paintings on six stone slabs from Bronze Age burial sites of the Karakol culture in the Altai, Karakol and Ozernoye. Most represent anthropomorphous fi gures, depicted in a mixed technique including pecking, engraving, abrasion, and painting in various combinations. Paintings are superimposed on previously made petroglyphs, which had not initially been painted. Samples of paint were analyzed using optical microscopy, scanning electron microscopy with X-ray spectrometry, and synchrotron powdered X-ray diffraction. Results make it possible to differentiate, using the instrumental analysis, intentional painting from natural coloration. The composition of pigments suggests that both the images and the framing lines were made with one and the same red paint. However, while the pigment composition is homogeneous in each burial, it differs between the burials. Paint was found not only on slabs but on human bones as well, with its color varying from light red to black. Further analysis will hopefully shed light on the Karakol burial rite.
Keywords: Altai, Bronze Age, Karakol culture, paintings, pigments, prehistoric art, petroglyphs