Перейти к статье:
Основные приемы моделирования и декорирования
палеолитической антропоморфной скульптуры с памятника Мальта
(Восточная Сибирь)
Л.В. Лбова1, 2, П.В. Волков1, 2, Е.Н. Бочарова2, В.С. Ковалев2, Н.А. Хайкунова3
11Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
2Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
3Государственный исторический музей Красная площадь, 1, Москва, 109012, Россия
В статье представлены результаты микроскопического анализа образцов антропоморфной скульптуры с известного сибирского верхнепалеолитического памятника Мальта. Основная, «классическая» коллекция была получена при раскопках под руководством М.М. Герасимова в 1928–1958 гг. Исследования памятника в последние годы иркутскими археологами под руководством Г.И. Медведева актуализировали проблемы возраста, микростратиграфии, культурной дифференциации комплекса. Предлагаемые результаты микроскопического анализа антропоморфных фигурок коллекции, полученной в период «Герасимовского цикла» исследования, позволяют выявить технологическую последовательность, основные способы формообразования и декорирования антропоморфной пластики Мальты. Определены технологические этапы формирования изделия: обработка исходного бивня, заготовка скульптуры с выделением основных элементов, детализация и декорирование. Для каждой стадии определен стандартный набор использовавшихся орудий. Особое внимание в статье уделено элементам декорирования изделия: орнаментации, гравировке, детализации одежды и аксессуаров, раскрашиванию. Отмечены закономерность в использовании определенного набора орудий (строгального ножа, скобеля, резчика, резца, провертки) и характерный стандарт их применения на каждой технологической стадии. Декорирование предметов производилось в пределах устойчивого технологического канона: типичные элементы орнамента, их сочетание, определенная зона орнаментации. Одним из интереснейших фактов дополнительного декорирования антропоморфной скульптуры Мальты является нанесение на некоторые предметы пигментов (алого, зеленого и голубого/синего), следы которых были выявлены в результате проведенного исследования.
Ключевые слова: антропоморфная скульптура, технология обработки бивня, декорирование, Мальта.
DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.048-055
The Techniques of Modeling and Decorating
Upper Paleolithic Anthropomorphic Figurines from Malta, Eastern Siberia
L.V. Lbova1, 2, P.V. Volkov1, 2, E.N. Bocharova2, V.S. Kovalev2, and N.A. Khaykunova3
1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
2Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia
3State Historical Museum Krasnaya pl. 1, Moscow, 109012, Russia
We present the results of a microscopic analysis of anthropomorphic figurines from Malta, southeastern Siberia. The bulk of the collection comprises “classical” specimens unearthed by M.M. Gerasimov in 1928–1958. Recent studies by G.I. Medvedev and others in Irkutsk focused on the chronology, microstratigraphy, and cultural subdivision of the deposits. The analysis of figurines excavated by Gerasimov has revealed the manufacturing sequence, as well as modeling and decoration techniques. The process included the primary processing of mammoth ivory, preparation of a blank with key elements being marked, fi nal modeling, and decoration. At each stage, specifi c tools were used. Especial attention is paid to decorative elements: patterns, engraving, rendition of clothing and accessories, and painting. Tools included planing knives, scrapers, cutters, burins, and hand-drills. The decoration process was subject to a certain canon that concerned key elements of design, their combination, and choice of the decorated area. One of the most intriguing facts about the decoration of fi gurines is that in certain instances traces of several pigments such as scarlet, green, and blue were revealed.
Keywords: Siberia, Malta, Upper Paleolithic, anthropomorphic fi gurines, ivory processing, decoration