Зоткина Л.В., Клейе-Мерль Ж.-Ж. Новые изображения Абри-Дю-Пуассон (Дордонь, Франция)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 45 № 3 2017

  

Перейти к статье:    

Новые изображения Абри-дю-Пуассон (Дордонь, Франция)

Л.В. Зоткина1, 2, Ж.-Ж. Клейе-Мерль3

1Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

2Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия

3Национальный музей первобытной истории, Франция Musee national de Prehistoire 1 rue du Musee, 24260 Les Eyzies de Tayac, Dordogne, France

Местонахождение Абри-дю-Пуассон, представляющее собой естественный навес, находится в Дордони (Франция). Оно известно по очень реалистичному и детализированному барельефному изображению рыбы (лосося), крайне редкому сюжету для пещерного палеолитического искусства, а также по негативному отпечатку руки, выполненному черной краской (марганец). Кроме того, в фондах Национального музея первобытной истории (г. Лез-Эйзи-де-Тайак, Дордонь) хранятся блоки, окрашенные красным пигментом, с рельефными фигуративными элементами, найденные в слое ориньякского времени. Еще в начале ХХ в. под этим навесом обнаружили пачку культурных слоев, которые были археологически исследованы. Памятник довольно тщательно изучался в разные годы, но в большинстве случаев внимание уделялось наиболее ярким, известным сюжетам Абри-дю-Пуассон. Целью работ 2016 г. была реализация подготовительного этапа – осмотра, предшествующего трасологическому исследованию уже известных изображений навеса, которое планируется предпринять в будущем в рамках комплексного изучения памятника. В ходе осмотра на своде навеса были обнаружены некоторые ранее неизвестные изображения. При проведении такого рода работ, предполагающих лишь фотофиксацию, выполнение и дальнейшая публикация прорисовок являлись недопустимыми. Однако при помощи бесконтактной методики фотограмметрии удалось осуществить трехмерную визуализацию некоторых обнаруженных фигуративных элементов. Это позволило подтвердить, что речь идет о новых изображениях на сводах навеса, а не о случайных линиях естественного происхождения.

Ключевые слова: пещерное искусство, трасология наскальных изображений, 3D, навес Абри-дю-Пуассон, Дордонь, Франция

DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.041-047

New Engravings from Abri Du Poisson (Dordogne, France)

L.V. Zotkina1, 2 and J.-J. Cleyet-Merle3

1Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

2Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia

3National Museum of Prehistory, 1 rue du Musee, 24260 Les Eyzies de Tayac, Dordogne, France

The Abri du Poisson rock shelter is famous for a very realistic and detailed bas-relief of a fi sh (salmon). Representations of fish are quite rare in Paleolithic cave art. Another image present in this rock shelter is a negative of a hand, made in black pigment (manganese oxide). Also, the National Museum of Prehistory in Les Eyzies de Tayac (Dordogne) owns several rock blocks, painted red, with relief representations belonging to the Aurignacian levels of Abri du Poisson. Since the early 1900s, studies at that site have mostly focused on the famous representations. The 2016 fi eld study was a preliminary stage in a new project. It focused on a detailed inspection, preceding the traceological analysis of engravings and bas-reliefs. During our examination, new drawings were discovered, and photogrammetry was used for their 3D visualization. As a result, we have demonstrated that the newly discovered elements are indeed representations rather than natural lines.

Keywords: Cave art, rock art, traceology, 3D imaging, rock shelter, Abri du Poisson, Dordogne, France