Перейти к статье:
От Шове до Ляско:
15 тысячелетий европейского пещерного искусства
(изменение видения, выразительных средств
и способов использования пространства)
Ж.-М. Женест
Научно-исследовательское подразделение 5199 Национального центра научных исследований, Франция UMR 5199 CNRS, Universite de Bordeaux Batiment B8, Allee Geoffroy Saint Hilaire,CS 50023 33615 PESSAC CEDEX, France
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, Россия
Первобытное искусство Западной Европы, представленное на разных археологических объектах, развивалось вместе с популяцией Homo sapiens в условиях ледникового периода в северном полушарии в течение всего верхнего палеолита (36–13 тыс. л.н.). Наиболее примечательные пещерные памятники наскального искусства, такие как Альтамира и Ла Гарма в Испании, Ляско, Нио, Кюссак и Шове во Франции, отражают социокультурное поведение и потребности анатомически современных людей. В настоящей статье предпринята попытка выявить некоторые изменения в символическом языке, способах художественной передачи образов животных и организации изобразительного пространства, которые произошли в течение 15 тыс. лет, разделяющих два канонических памятника с наиболее хорошо сохранившимися наскальными рисунками, – пещеры Шове (36 тыс. л.н.) и Ляско (21 тыс. л.н.). Первая, обнаруженная в 1994 г., расположена в долине р. Ардеш на юге Франции, рядом с побережьем Средиземного моря. В этой крупной пещере открыто множество новых видов наскальной живописи верхнего палеолита Европы. В настоящий момент на памятнике выделяются два этапа деятельности человека между 37 и 30 тыс. л.н. Наиболее древний – это ориньяк с его черными зооморфными изображениями, которые датируются 37 000 и 33 500 л.н. Пещера Ляско, обнаруженная в 1940 г., находится в долине р. Везер, в 120 км от побережья Атлантического океана, среди множества других памятников наскальной живописи в пещерах и под скальными навесами. Сегодня она закрыта для широкой публики, т.к. вследствие активных посещений туристами в течение долгих лет, начиная с открытия и до 1963 г., был нарушен микроклимат пещеры, что стало угрожать сохранности наскальных рисунков.
Ключевые слова: Западная Европа, наскальное искусство, пещеры, искусство ледникового периода, верхний палеолит
DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.029-040
From Chauvet to Lascaux: 15,000 Years of Cave Art
J.-M. Geneste
UMR 5199 CNRS, University of Bordeaux, Batiment B8, Allee Geoffroy Saint Hilaire CS 50023 33615 PESSAC CEDEX, France
Novosibirsk State University, Pirogova 1, Novosibirsk, 630090, Russia
The earliest art of Western Europe was evolving together with the Homo sapiens population of hunter-gatherers in the glacial environment of the northern hemisphere over the entire Upper Paleolithic (36–13 ka BP). The most important rock art sites, such as Altamira and La Garma in Spain, and Lascaux, Niaux, Cussac, and Chauvet in France, are relevant to the socio-cultural behavior and needs of anatomically modern humans. In this paper, we intend to identify certain changes in the symbolic language, in the ways animals are rendered, and in the layout of artistic space over 15,000 years separating the two key rock art galleries with the best preserved representations: Chauvet (36 ka BP) and Lascaux (21 ka BP). Chauvet, discovered in 1994, is located in the Ardeche Valley near the Mediterranean coast. In this large cave, numerous new kinds of Upper Paleolithic rock art were documented, spanning two distinct occupation periods between 37,000–30,000 years ago. The early stage is the Aurignacian with black zoomorphic paintings, dating to 37,000–33,500 BP. Lascaux, discovered in 1940, is situated in the Vezere Valley, 120 km away from the Atlantic coast, among a large cluster of rupestral art sites in caves and rock shelters. Today, the cave is closed for the public because intense tourist activities over many years from its discovery until 1963 have disrupted the microclimate of the cave and endangered the paintings.
Keywords: Western Europe, rock art, caves, Ice Age art, Upper Paleolithic