Никитина Т.Б., Руденко К.А., Алибеков С.Я. Металлические чаши из Русенихинского могильника эпохи Средневековья
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 45 № 2 2017

  

Перейти к статье:    

Металлические чаши из Русенихинского могильника
эпохи Средневековья

Т.Б. Никитина1, К.А. Руденко2, С.Я. Алибеков3

1Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева ул. Красноармейская, 44, Йошкар-Ола, 641928, Россия

2Казанский государственный институт культуры Оренбургский тракт, 3, Казань, 420059, Россия

3Поволжский государственный технологический университет пл. Ленина, 3, Йошкар-Ола, 424000, Россия

Статья посвящена исследованию уникальных находок – четырех металлических чаш (одна целая и три во фрагментах) из Русенихинского могильника марийской культуры, расположенного на правом берегу р. Ветлуги. Представлен химический состав металла, из которого изготовлены изделия. Датированные по монетам комплексы Русенихинского могильника, содержавшие чаши, относятся к XI в. Сосуды изготовлены из «белой бронзы» и украшены геометрическим орнаментом с внутренней стороны. Подобные изделия в древнемарийских могильниках IX–XI вв. (Веселовский, Дубовский, Нижняя Стрелка) встречались неоднократно и составляют представительную серию, отдельные находки известны на Оке, средней Волге. Многочисленные аналогии обнаруживаются в материалах Западной Сибири, больше всего в Приобье, в художественном металле государств X–XI вв. на территории Восточного Ирана и Средней Азии. Чаши из Русенихинского могильника имеют отличительные черты, которые позволяют существенно расширить представления о технологии изготовления этих изделий, их декорировании, индивидуальных особенностях изготавливавших чаши мастеров, а также уточнить датировку и место производства. Пути поступления чаш на среднюю Волгу могли быть разные, однако приоритетным являлся маршрут через Волжскую Булгарию, которым шло еще посольство Ибн Фадлана в начале Х в. Этот маршрут, часть Великого шелкового пути, соединявшего страны Востока с Западом, активно функционировал с IX до середины XI в. – начала кипчако-половецкой гегемонии в восточно-европейских степях.

Ключевые слова: Средневековье, марийская культура, культурные связи, технология, датировка.

DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.2.071-077

Metal Bowls from a Medieval Cemetery at Rusenikha

T.B. Nikitina1, K.A. Rudenko2, and S.Y. Alibekov3

1V.M. Vasilyev Mari Research Institute of Language, Literature and History, Krasnoarmeyskaya 44, Yoshkar-Ola, 641928, Russia

2Kazan State University of Culture and Arts, Orenburgsky trakt 3, Kazan, 420059, Russia

3Volga State University of Technology, Pl. Lenina 3, Yoshkar-Ola, 424000, Russia

Unusual bowls, one intact and three fragmented, from a medieval Mari cemetery at Rusenikha, in the Nizhny Novgorod Region, are described. Based on coins, the cemetery dates to the 11th century. Results of the chemical analysis of the metal are presented. The bowls are made of “white bronze” and are decorated with a geometric pattern on the inside. Similar items are rather frequent in medieval (9th–11th century) Mari cemeteries (Veselovo, Dubovsky, Nizhnyaya Strelka), and isolated fi nds are known on the Oka and Middle Volga. Numerous parallels relate to Western Siberia, most notably to the Ob Basin, among works of the 10th–11th century toreutic art of Eastern Iran and Southwestern Central Asia. Certain features of the Rusenikha bowls offer a deeper view of the technology, decoration, and features of individual artistic style. It has also become possible to specify the date of those vessels and places of their manufacture. The routes whereby they were imported to the Middle Volga might have varied, but the principal one, passing across Volga Bulgaria, had been taken by Ibn Fadlan in the early 10th century. This stretch of the Great Silk Road connecting East and West was especially important from the 9th to the mid-11th century, when the Kipchak-Cuman tribes established hegemony in the Eastern European steppes.

Keywords: Middle Ages, Mari, cultural contacts, technology, dating.