Шорин А.Ф. Неолитические святилища Кокшаровский холм и Чертова Гора: общее и особенное
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 45 № 2 2017

  

Перейти к статье:    

Неолитические святилища Кокшаровский холм и Чертова Гора:
общее и особенное

А.Ф. Шорин

Институт истории и археологии УрО РАН ул. Софьи Ковалевской, 16, Екатеринбург, 620990, Россия

В статье проанализированы черты сходства и различия святилищ Кокшаровский холм и Чертова Гора, оставленных родственными, но не идентичными в археолого-культурном плане группами неолитического населения, с которыми связано развитие кошкинско-боборыкинских и козловско-полуденских орнаментальных традиций в Зауралье и Западной Сибири. Показано, что для создания святилищ были выбраны высокие мысовые выступы, хорошо заметные в окружающем пространстве. На Кокшаровском холме сакральную значимость площадки мыса подчеркивают два рва, вырытые, чтобы отделить культовое пространство от жилой зоны поселения. Важным маркером сакрального пространства святилищ являются возведенные на площадке мыса культовые постройки из деревянных жердей или плах, которые различаются по размерам и конструктивным деталям, но проявляют функциональное сходство. На Кокшаровском холме рядом с некоторыми из этих сооружений имеются объекты гораздо меньших размеров (менее 1 x 1 м) типа деревянного короба, сундука, а на Чертовой Горе – берестяные емкости, напоминающие коробки, туеса. Выявлена специфика каменного инвентаря каждого святилища. Рассматриваются параллели в культовой атрибутике: на обоих памятниках в объектах или рядом с ними обнаружены целые или в развалах сосуды, представлены стержни с насечками, кремневые наконечники стрел и пр., в т.ч. изготовленные специально в ритуальных целях, некоторые преднамеренно сломанные. Показано, что вещевые приклады сопровождались кровавыми жертвоприношениями. В качестве них выступали дикие животные, птицы и рыбы. На Чертовой Горе отмечены и растительные приношения в виде зерен конопли.

Ключевые слова: Зауралье, неолит, святилища, структура сакрального пространства.

DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.2.016-025

Koksharovsky Kholm and Chertova Gora, Two Neolithic Sanctuaries
in the Ural and in Western Siberia: Similarities and Differences

A.F. Shorin

Institute of History and Archaeology, Ural Branch, Russian Academy of Sciences, S. Kovalevskoi 16, Yekaterinburg, 620990, Russia

Two Neolithic sanctuaries are compared: Koksharovsky Kholm in the middle Ural and Chertova Gora in western Siberia. Both apparently represent related but separate populations represented by the Koshkino-Boborykino and Kozlov-Poludenka decorative traditions dating to the 7th–5th millennia BC (calibrated). Sanctuaries were arranged on high salient promontories. At Koksharovsky Kholm, the ritual meaning of the place was accentuated by two ditches separating the sacral space from the dwelling area. Another attribute of this sanctuary were variously sized and shaped structures made of wooden poles or slabs. At Koksharovsky Kholm, remains of much smaller (less than 1 x 1 m) structures resembling chests were found, and at Chertova Gora, birch-bark box-like containers. Stone tools from the two sites differ. Parallels include intact or broken clay vessels, metal rods with incisions, flint arrowheads, etc. Some appear to have been made for ritual purposes, and some were broken intentionally. Offerings of artifacts were accompanied by sacrifi cing wild animals, birds, and fi shes. At Chertova Gora, an offering of hemp grains was found. Parallels with Mansi, Khanty, and Udmur may imply ideological continuity.

Keywords: Ural, western Siberia, Neolithic, sanctuaries, sacred space.