Перейти к статье:
Модель жилища с трипольского поселения Попудня (Украина):
новая интерпретация уникальной находки
И.В. Палагута1, Е.Г. Старкова2
1Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица Соляной пер., 13, Санкт-Петербург, 191028, Россия
2Государственный Эрмитаж Дворцовая наб., 34, Санкт-Петербург, 190000, Россия
В 1911 г. при раскопках трипольского поселения у с. Попудня Киевской губ. (ныне Черкасская обл. Украины) польский археолог М. Гимнер обнаружил уникальную находку – модель жилища с деталями интерьера и двумя антропоморфными фигурками. Эта модель неоднократно упоминалась в археологической литературе. Однако анализ находки, которая ныне находится в Национальном археологическом музее в Варшаве, с использованием архивных фотографий начала ХХ в., любезно предоставленных польскими коллегами, позволил рассмотреть ее по-новому. В модели воспроизведен интерьер типового трипольского дома, аналогичный интерьерам жилищ, раскопанных на поселениях периода Триполье BII–CI в Буго-Днепровском междуречье. В ней натуралистично изображены два персонажа – женщина и мужчина, а не «идол», как считалось ранее. Женщина растирает зерно, а мужчина сидит напротив у печи, наблюдая за ней. Ближайшими аналогами являются модели из Сушковки и Чичиркозовки, относящихся к той же томашевско-сушковской локально-хронологической группе памятников, что и Попудня. К ней же принадлежат и знаменитые трипольские поселения-гиганты площадью до 300–400 га, с населением до 5–8 тыс. чел., где также представлены трехмерные «сюжетные» изображения. Натурализм модели соответствует и распространению в пределах томашевско-сушковской группы памятников большей части «реалистической» антропоморфной пластики. Возможно, сцена, воспроизведенная в модели, либо изображала конкретный фольклорный или мифологический сюжет, либо наглядно представляла благопожелательную формулу, связанную с основанием домохозяйства.
Ключевые слова: трипольская культура, модели жилищ, антропоморфная пластика, томашевско-сушковская группа памятников.
DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.1.083-092
A House Model from Popudnya, Cucuteni-Tripolye Culture, Ukraine:
A New Interpretation
I.V. Palaguta1 and E.G. Starkova2
1Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design, Solyanoy per. 13, St. Petersburg, 191028, Russia
2The State Hermitage Museum, Dvortsovaya nab. 34, St. Petersburg, 190000, Russia
In 1911, during the excavation of a Cucuteni-Tripolye settlement near Popudnya, now Cherkasy Region, Ukraine, the Polish archaeologist Marian Himner discovered a unique house model reproducing the interior with two anthropomorphic characters. The model was repeatedly discussed in the archaeological literature. However, the analysis of the fi nd, owned by the National Archaeological Museum in Warsaw, and its parallels, using archival photographs of the early 1900s, kindly provided by Polish colleagues, suggests a different interpretation. The model shows the interior of a typical Tripolye house, similar to the interiors of buildings excavated at settlements of Tripolye BII–CI stage in the Bug-Dnieper watershed. Contrary to a popular view, there is no “idol” inside. Rather, there are two naturalistically rendered characters, male and female. The woman is grinding grain, and the man is sitting in front of the stove, watching her. The closest three-dimensional “narrative” models come from Sushkovka and Chichirkozovka settlements, related to the same “Tomashovka-Sushkovka” local group of sites as Popudnya. This group includes famous Tripolye giant settlements 300–400 ha in area, with an estimated population of 5–8 thousand. The naturalism of the Popudnya model resembles the style of anthropomorphic fi gurines from settlements of the same group. We suggest that the scene depicted by the model either refers to a specifi c folkloric or mythological motif or visualizes a benevolent formula relating to household foundation.
Keywords: Cucuteni-Tripolye culture, house models, anthropomorphic fi gurines, Tomashovka-Sushkovka sites