Ансимова О.К., Голубкова О.В. Мифологические персонажи домашнего пространства в народных верованиях русских (этнографический и лексикографический аспекты)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 44 № 3 2016

  

Перейти к статье:    

Мифологические персонажи домашнего пространства
в народных верованиях русских
(этнографический и лексикографический аспекты)

О.К. Ансимова1, О.В. Голубкова2

1Новосибирский государственный технический университет пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, 630073, Россия

2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья посвящена исследованию представлений о персонажах русской мифологии, связанных с домашним пространством. Работа основана на фольклорных, этнографических и лексикографических источниках. Междисциплинарный подход к исследованию (этнография, фольклористика, лингвистика и лексикография) позволил выявить ряд изменений в образах домового и кикиморы, провести сравнительный анализ локальных верований и сюжетов, связанных с домашними духами, у городских и сельских жителей различных регионов России, воспроизвести наиболее полную картину современных представлений о домовом и кикиморе у русских, а также на ее основе предложить лексикографическую интерпретацию данных единиц в аспекте концепции лингвокультурной грамотности. Результаты исследований показали, что в различных регионах России образ домового общеизвестный и популярный (даже горожане проявили высокую осведомленность о домашнем духе), в основном он соответствует традиционным верованиям русского народа. Домовой считается защитником дома и семьи; его представляют невидимкой или в образе маленького лохматого человечка, старичка, кота; для домового оставляют угощение, его приглашают, переезжая в новый дом. Образ кикиморы, в отличие от домового, претерпел существенные изменения. Для современных горожан это прежде всего неопрятная, некрасивая женщина, которую могут назвать кикиморой болотной. Как следствие, многие считают кикимору лесным, болотным духом, а не домашним. В сельской местности сохранились верования о домашней кикиморе – нежити или заколдованном предмете («кукле»), который является причиной шума, беспокойства и неприятностей в доме. Таким образом, мифические персонажи домашнего пространства изменились, но не утратили своей актуальности.

Ключевые слова: русская мифология, лексикография, лингвокультурная грамотность, народные верования, домовой, кикимора, традиционная культура.

DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.3.130-138

Mythological Characters of the Domestic Space in Russian Folk Beliefs:
Lexicographic and Ethnographic Aspects

O.K. Ansimova1 and O.V. Golubkova2

1Novosibirsk State Technical University, Pr. K. Marksa 20, Novosibirsk, 630073, Russia

2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

Russian mythological characters relating to the domestic space are described on the basis on folkloric, ethnographic, and lexicographic sources. The integration of evidence has revealed transformations undergone by views of the male and female goblins (domovoy and kikimora, respectively), allowing us to compare local beliefs and stories featuring them in urban and rural areas of Russia and to reconstruct common Russian ideas of goblins with reference to the notion of linguistic and cultural literacy. The results demonstrate that the idea of domovoy is quite popular even among urban dwellers, generally matching traditional Russian beliefs. The domovoy is believed to be a home and family patron, either invisible or small and shaggy, an old man or a tomcat, supposed to be entertained with food and invited for a housewarming. Unlike the image of domovoy, that of kikimora has undergone substantial changes. Modern urban residents view kikimora mostly as an untidy ugly woman, sometimes called kikimora bolotnaya, the second word being an adjective of boloto, ‘bog’, thus turning her into a forest rather than domestic spirit. The idea of kikimora as a home spirit is still held by villagers, who view her either as a ghost or as a poltergeist-like doll. Domestic mythical characters, then, have changed without losing their vigor.

Keywords: Russian mythology, lexicography, cultural literacy, folk beliefs, domovoy, kikimora, traditional culture.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ансимова О.К. Лингвокультура и ее отражение в словарях. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. техн. ун-та, 2014. – 216 с.

Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М.: Изд-во К. Солдатенкова, 1865. – Т. I. – 800 с.; 1868. – Т. II. – 784 с.

Балов А. Следы древних верований в народном иконопочитании // Живая старина. – 1891. – Вып. III. – С. 218–222.

Брилева И.С., Вольская Н.П., Гудков Д.Б., Захаренко И.В., Красных В.В. Русское культурное пространство: лингвокультурол. словарь. – М.: Гнозис, 2004. – 318 с.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Рус. яз., 1990. – 246 с.

Виноградова Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. – М.: Индрик, 2000. – 432 с.

Влaсовa М.Н. Русские суеверия: энцикл. словарь. – СПб.: Азбука, 1998. – 672 с.

Голубкова О.В. Душа и природа: этнокультурные традиции славян и финно-угров. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. – 304 с.

Дaль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.; СПб.: Изд. М.О. Вольфа, 1880. – Т. I. – 724 с.; 1881. – Т. II. – 807 с.

Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: Эксмо, 2008. – 736 с.

Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: толково-словообразовательный. – М.: Дрофа: Рус. яз., 2000. – 1233 с.

Зеленин Д.К. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. – М.: Индрик, 1995. – 432 с.

Зиновьев В.П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1987. – 400 с.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – М.: ЛКИ, 2010. – 264 с.

Криничная Н.А. Русская мифология: Мир образов фольклора. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2004. – 1008 с.

Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа. – М.: Астрель, 2000. – 528 с.

Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1903. – 530 с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Aзъ, 1994. – 928 с.

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М.: Наука, 1975. – 192 с.

Россия : Большой лингвострановедческий словарь / под ред. Ю.Е. Прохорова. – М.: AСТ-ПРЕСС Книга, 2007. – VIII, 727 с.

Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Рус. яз., 1985. – Т. 1. – 696 с.; Т. 2. – 736 с.

Толковый словарь русского языка: в 2 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: ОГИЗ, 1935. – Т. 1. – 1566 с.

Черепанова О.А. Мифологическая лексика Русского Севера. – Л.: Ленингр. гос. ун-т, 1983. – 169 с.

Hirsch E.D, Jr. Cultural literacy: What every American needs to know. – N.Y.: Random House, 1988. – 253 p.