Shatra аnd Jurt: The “Return Address” in the Altaian Ritual"/> Арзютов Д.В. Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 44 № 3 2016

  

Перейти к статье:    

Шатра и jурт: «обратный адрес» в ритуале у алтайцев

Д.В. Арзютов

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия

Абердинский университет, Великобритания University of Aberdeen Edward Wright Building, Aberdeen, AB24 4QY, United Kingdom

Статья посвящена анализу алтайских ритуальных вотивных фигурок из сыра/толокна/хлебного мякиша/глины – шатра. Показаны их связи с магическими фигурками охотников и историей шахмат. Основная идея статьи заключается в анализе композиции шатра как отражении отношений между локальным сообществом, ландшафтом, животными, вещами и духами в одной деревне в Республике Алтай, где автор проводит исследования с 2005 г. В работе также использованы материалы музеев и архивов Санкт-Петербурга, Москвы и Горно-Алтайска. Анализ этноистории и культурных контактов позволил установить, что стоит за социальными отношениями, олицетворенными в шатра. Беря за основу интерпретацию ритуала, предложенную Э. Личем, автор показывает как шатра связаны с его коммуникативным характером, а выставленная на ритуальном месте композиция – с фигуративным оформлением собственных притязаний на землю и идентичность. В статье вводится и применяется к ритуалу понятие «обратный адрес». Это понятие позволяет определить акторов в ритуале и связанных с ним социальных отношениях. Акторы переплетены сложными связями между собой и окружающим миром и замыкаются через создание фигуративной композиции. Сами связи, их изменчивость описываются через понятие «agency» как действия, свободного от принуждения. Сделан вывод о том, что шатра являются своеобразным узлом в сети многообразных отношений между человеком, животными, ландшафтом, вещами, материалами и духами.

Ключевые слова: алтайцы, игра, ритуал, ритуальные предметы, коммуникация, agency, религиозное движение.

DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.3.111-120

Shatra аnd Jurt: The “Return Address” in the Altaian Ritual

D.V. Arzyutov

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Universitetskaya Nab. 3, Saint Petersburg, 199034, Russia

University of Aberdeen, Edward Wright Building, Aberdeen, AB24 4QY, United Kingdom

This article examines the shatra – ritual votive fi gurines made by Altaian hunters, and their relevance to the history of chess. Based on the fi eld studies in an Altaian village, where the author has been conducting research since 2005, and on the museum and archival data collected in Saint Petersburg, Moscow, and Gorno-Altaysk, social relations mirrored by the shatra are examined through the lens of Altaian ethno-cultural history. Proceeding from Edmund Leech’s interpretation of ritual, the study reveals the communicative function of shatra and its relationship to the land and identity claims of people participating in the ritual. The concept of “return address” is introduced and applied to Altaian ritual. The local community is not only an “addressee”; it has agency in communications between human and nonhuman beings. It is concluded that the shatra may be metaphorically interpreted as a knot in the relationship network connecting humans, spirits, landscape, things, and materials.

Keywords: Altaians, game, ritual, ritual objects, communication, agency, religious movement.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анохин А.В. Материальное производство ойротов и шорцев. – СПб.: Мост, 2013. – 224 с.

Арзютов Д.В. Алтайский ритуальный ковер и создание гетеротопии // Антропологический форум Online. – 2013. – № 18. – С. 85–133.

Большой академический монгольско-русский словарь. – М.: Academia, 2001. – Т. 1. – 520 с.

Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М.: Наука, 1974. – 223 с.

Данилин А.Г. Бурханизм на Алтае и его контрреволюционная роль // СЭ. – 1932. – № 1. – С. 63–91.

Древнетюркский словарь. – Л.: Наука, 1969. – 676 с.

Дьяконова В.П. К. Танашев: алтайский ярлыкчи или кам? // Лавровские (среднеазиатско-кавказские) чтения 1996–1997 гг. – СПб.: МАЭ РАН, 1998. – С. 132–134.

Замятин С.Н. О старинных русских шахматах // Исторический памятник русского арктического мореплавания XVII века: Археологические находки на острове Фаддея и на берегу залива Симса. – Л.; М.: Изд-во Главсевморпути, 1951. – С. 147–152.

Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии. Часть I. Запреты на охоте и иных промыслах // Сб. МАЭ. – 1929. – Т. VIII. – С. 1–151.

Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – М.: Наука, 1991. – 511 с.

Иванов С.В. Скульптура народов Севера Сибири XIX – первой половины XX в. – Л.: Наука, 1970. – 296 с.

Иванов С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар: XVIII – первая четверть XX в. – Л.: Наука, 1979. – 196 с.

Каралькин П.И. Тувинские шахматы // Этнография народов СССР. – Л.: Геогр. об-во СССР, 1971. – С. 136–145.

Кисель В.А. История камнерезного искусства Тувы // Сб. МАЭ. – 2004. – Т. 49. – С. 44–56.

Козинцев А.Г. История одного шаманского бубна // Наука из первых рук. – 2010. – № 3. – С. 76–87.

Кочешков Н.В. Шахматы у монголоязычных народов XIX–XX вв. // СЭ. – 1972. – № 1. – С. 132–138.

Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. – М.: Вост. лит., 2001. – 144 с.

Лучицкая С.И. Шахматы как метафора средневекового общества // Одиссей: Человек в истории. – 2007. – № 1. – С. 127–147.

Майзина А.Н. Названия цвета в алтайском языке (в сопоставлении с монгольским языком) // Алтай–Россия: Через века в будущее: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. – Горно-Алтайск, 2006. – Т. 2. – С. 249–252.

Молодин В.И., Октябрьская И.В., Чемякина М.А. Образ медведя в пластике западносибирских аборигенов эпохи неолита и бронзы // Народы Сибири: история и культура: Медведь в древних и современных культурах Сибири. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. – С. 23–36.

Муйтуева В.А. Традиционная пища алтай-кижи: обряды и представления. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2007. – 154 с.

На грани миров: Шаманизм народов Сибири: (Из собрания Российского этнографического музея: альбом). – М.: Художник и книга, 2006. – 296 с.

Наева А.И. Обряды, посвященные целебным источникам аржан-суу // В мире науки, культуры, образования. – 2002. – № 10/11. –- URL

Ойротско-русский словарь / сост. Н.А. Баскаков, Т.М. Тощакова. – М.: ОГИЗ, 1947. – 312 с.

Окладникова Е.А. Ритуальные скульптурки животных из сыра кумандинских алтай-кижи // Пластика и рисунки древних культур. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 161–175.

Орбели И., Тревер К. Шатранг: Книга о шахматах. – Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1936. – 198 с.

Пахаев С.Я. Шатра // Учен. зап. ГАНИИИЯЛ. – 1960. – Вып. 3. – С. 147–156.

Потапов Л.П. Охотничьи поверья и обряды у алтайских турков // Культура и письменность Востока. – Баку: Всесоюз. центр. комитет нового тюрк. алфавита, 1929. – Кн. V. – С. 123–150.

Потапов Л.П. Пища алтайцев (этнографический очерк) // Сб. МАЭ. – 1953. – Т. XIV. – С. 37–71.

Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в охотничьем промысле алтайцев). – СПб.: МАЭ РАН, 2001. – 168 с.

Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: (опыт ист.-этногр. исследования). – СПб.: Терра-Азбука, 1995. – 176 с.

Савенков И.Т. К вопросу об эволюции шахматной игры: Сравнительно-этнографический очерк // Этногр. обозрение. – 1905. – № 1. – С. 1–128.

Самбу И.У. Из истории тувинских игр: (ист.-этногр. очерк). – Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1974. – 32 с.

Словарь алтайского и аладагского наречий тюркского языка / сост. В. Вербицкий. – Казань: Православ. миссионер. об-во, 1884. – 494 с.

Тадина Н.А., Арзютов Д.В., Кисель В.А. Ак-Jаr на Алтае: дискурс и практики «религиозного возрождения» // Историко-культурное наследие и духовные ценности России. – М.: РОССПЭН, 2012. – С. 407–414.

Токарев С.А. Пережитки родового культа у алтайцев // ТИЭ. – 1947. – Т. I. – С. 139–158.

Тюхтенева С.П. Об эволюции культа гор у алтайцев // Шаманизм и ранние религиозные представления. – М.: ИЭА РАН, 1995. – С. 173–179.

Тюхтенева С.П. Земля. Вода. Хан Алтай: этническая культура алтайцев в ХХ веке. – Элиста: Изд-во Калмык. гос. ун-та, 2009. – 169 с.

Улагашев Н.У. Алтай-Бучай: Ойротский народный эпос. – Новосибирск: Обл. гос. изд-во, 1941. – 407 с.

Чанчибаева Л.В. О современных религиозных пережитках у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. – Новосибирск: Наука, 1978. – С. 90–103.

Ядагаев Г. Алтай шатра // Алтайды? Чолмоны. – 2004. – 10.04. – C. 4.

Broz L. Pastoral Perspectivism: A View from Altai // Inner Asia. – 2007. – N 9. – P. 291–310.

Broz L., Willerslev R. When Good Luck Is Bad Fortune: Between Too Little and Too Much Hunting Success in Siberia // Social Analysis. – 2012. – Vol. 56, iss. 2. – P. 73–89.

Eales R. Chess – The History of a Game. – N. Y.: Facts on File Press, 1985. – 240 p.

Halemba A. Contemporary Religious Life in the Republic of Altai: the Interaction of Buddhism and Shamanism // Sibirica. – 2003. – Vol. 3, iss. 2. – P. 165–182.

Kabzinska-Stawarz I. Games of Mongolian Shepherds. – Warsaw: Inst. of the History of Material Culture, Polish Acad. of Sci., 1991. – 154 p.

Montell G. Mongolian Chess and Chess-men // Ethnos: J. of Anthropol. – 1939. – Vol. 4, N 2. – P. 81–104.

Murray H.J.R. A History of Chess. – Oxford: Oxford Univ. Press, 1913. – 900 p.

Osborne R. Hoards, Votives, Offerings: the Archaeology of the dedicated Object // World Archaeol. – 2004. – Vol. 36, iss. 1. – P. 1–10.

Sat Bril L. Pieces du jeu d’echecs tuva // Etudes Mongoles et Siberiennes. – 1987. – N 18. – P. 75–89.

Ventsel A. Hunter–Herder Continuum in Anabarski District, NW Sakha, Siberia, Russian Federation // Nomadic Peoples. – 2006. – Vol. 10, iss. 2. – P. 68–86.

Wagner R. The Chess of Kinship and the Kinship of Chess // HAU: J. of Ethnographic Theory. – 2011. – Vol. 1, iss. 1. – P. 165–177.

Willerslev R. Not Animal, not Not-Animal: Hunting, Imitation and Empathetic Knowledge among the Siberian Yukaghirs // J. of the Royal Anthropol. Inst. – 2004. – Vol. 10, iss. 3. – P. 629–652.