Бауло А.В. «Старик священного города»: иконография божества в облике медведя по археологическим и этнографическим данным
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 44 № 2 2016

  

Перейти к статье:    

«Старик священного города»: иконография божества в облике медведя по археологическим и этнографическим данным

А.В. Бауло

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

Статья является результатом междисциплинарного исследования на стыке археологии и этнографии и посвящена иконографии божества в облике медведя («Старика священного города») у населения Нижнего Приобья от раннего железного века до наших дней. Выдвинута гипотеза о том, что медведя-бога изображали стоящим в полный рост, все остальные варианты изображения – в проекции сбоку или в т.н. жертвенной, священной, ритуальной позе (голова медведя между передних лап) – относятся к медведю-добыче. Это разделение особенно отчетливо фиксируется в раннем железном веке на ограниченной территории – в правобережье Оби от места ее слияния с Иртышом на юге до д. Ванзеват Белоярского р-на ХМАО – Югры на севере. Рассмотрены вновь обнаруженные бронзовые зеркала и серебряные изделия восточного происхождения и сарматского круга с изображением стоящего медведя; сюжет одного зеркала проанализирован по этнографическим данным. В XIX–XX вв. медвежьи праздники отмечены у ряда локальных групп обских угров, в частности на тех территориях, которые были выделены венгерской исследовательницей Е. Шмидт в качестве первичной и вторичной в распространении культа «Старика священного города». Особую роль они получили в центре фратрии Пор – в д. Вежакары Белоярского р-на ХМАО – Югры. При совершении обряда добытый медведь укладывается в «древней» священной позе «голова между лап», но эта поза не вошла в сакральный орнамент манси и хантов, «Старик священного города» на различных ритуальных атрибутах продолжает изображаться стоящим.

Ключевые слова: святилище, обряд, медведь, зеркало, традиция, манси, ханты.

DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.2.118-128

“The Old Man of a Sacred Town”: Ancient and Recent Representations of a Bear-like Deity

A.V. Baulo

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

Native northwestern Siberian representations of a bear-like deity known as the Old Man of a Sacred Town span the period from the Early Iron Age to the present. It is proposed that the character standing full-length is indeed the deity, whereas bears shown in side view or in so-called sacrifi cial posture (head between fore paws) refer to prey. The distinction was especially marked in Early Iron Age representations found on the right-bank stretch of the Ob from its confl uence with the Irtysh in the south to Vanzevat village near Beloyarsk, Khanty-Mansi Autonomous District–Yugra, in the north. Certain newly acquired Oriental and Sarmatian bronze mirrors and silver artifacts, too, depict bears standing full-length; the scene shown on one of the mirrors is paralleled by ethnographic evidence. In the 19th and 20th centuries, bear festivals were held by several local groups of Ob Ugrians, specifi cally in a territory Eva Schmidt considers the source and the secondary area of the Old Man’s cult. These rites played a key role in the center of the Por clan—the Vezhakary village near Beloyarsk, the Khanty-Mansi Autonmous District–Yugra. During the rite, the killed bear is placed in the “ancient” sacred posture, its head between the fore paws. This posture, however, is not represented in Mansi or Khanty art, where the “Old Man of the Sacred Town” is still being rendered standing full-length.

Keywords: Sanctuary, ritual, bear, mirror, tradition, Mansi, Khanty.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бауло А.В. Культовая атрибутика березовских хантов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. – 92 с.

Бауло А.В. Древняя бронза из этнографических комплексов и случайных сборов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. – 260 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Святилища манси верховьев Северной Сосьвы. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. – 240 с.

Гемуев И.Н., Бауло А.В. Небесный всадник: Жертвенные покрывала манси и хантов. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2001. – 160 с.

Гондатти Н.Л. Следы языческих верований у инородцев Северо-Западной Сибири. – М.: [Тип. Потапова], 1888. – 91 с.

Источники по этнографии Западной Сибири / публ. Н.В. Лукиной, О.М. Рындиной. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1987. – 280 с.

Маршак Б.И. Согдийское серебро. – М.: Наука, 1971. – 157 с.

Мифология хантов / В.М. Кулемзин, Н.В. Лукина, Т.А. Молданов, Т.А. Молданова. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. – 310 с.

Молданов Т.А. Картина мира в песнопениях медвежьих игрищ северных хантов. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1999. – 141 с.

Молданов Т.А., Молданова Т.А. Боги земли Казымской. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. – 114 с.

Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 1994. – Т. 2. – 475 с.

Приступа О.И., Стародумов Д.О., Яковлев Я.А. Окно в Бесконечность: Бронзовые зеркала раннего железного века. – Томск: ГалаПресс, 2002. – 88 с.

Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. – Сургут: Северный дом, 1993. – 208 с.

Руденко С.И. Графическое искусство остяков и вогулов // Материалы по этнографии России. – Л.: Гос. рус. музей, 1929. – Т. 4, вып. 2. – С. 13–40.

Слепенкова Р.К. Похвальные песни местностей у усть-казымских хантов // Народы Северо-Западной Сибири. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. – Вып. 7. – С. 45–52.

Соколова З.П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. – М.: Наука, 2009. – 756 с.

Солдатова Г.Е. О мифологической основе музыкально-фольклорного репертуара манси: материалы к теме (из полевых дневников 1987–1992 гг.) // Памяти И.Н. Гемуева: сб. науч. статей и воспоминаний. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007. – С. 43–53.

Усть-Полуй : I век до н.э.: каталог выставки. – Салехард; СПб.: Изд-во МАЭ РАН, 2003. – 76 с.

Чемякин Ю.П. Об этнической окраске одного художественного сюжета // Угры: мат-лы VI Сиб. симп. «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9–11 декабря 2003 г., Тобольск). – Тобольск, 2003. – С. 157–169.

Чемякин Ю.П. Об одном сюжете «пермского звериного стиля» // Взаимодействие народов Евразии в эпоху великого переселения народов (мат-лы конф. 29.07. – 01.08.2003 г.). – Ижевск, 2006. – С. 70–80.

Чернецов В.Н. Фратриальное устройство обско-югорского общества // СЭ. – 1939. – № 2. – С. 20–42.

Чернецов В.Н. К истории родового строя у обских угров // СЭ. – 1947. – № 6/7. – С. 159–183.

Чернецов В.Н. Бронза усть-полуйского времени // МИА. – 1953. – № 35. – С. 121–178.

Чернецов В.Н. Периодические обряды и церемонии у обских угров, связанные с медведем // Congressus Secundus Internationalis fenno-ugristarum. – Helsinki, 1968. – Pars II: Acta ethnologica. – P. 102–111.

Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала. – М.: Наука, 1971. – Ч. 2. – 120 с. – (САИ; вып. В 4-12).

Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров / пер. с нем. и публ. Н.В. Лукиной. – Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2001. – 50 с.

Шмидт Е. Традиционное мировоззрение северных обских угров по материалам культа медведя: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Л., 1989. – 18 с.

Шульга П.И. Жреческие парные захоронения с зеркалами-погремушками (к постановке проблемы) // Древности Алтая: Изв. лаборатории археологии. – 1999. – № 4. – С. 82–91.

Шухов И.Н. Из отчета о поездке весною 1914 года к казымским остякам // Сб. МАЭ. – 1916. – Т. 3. – С. 103–112.

Kannisto A., Liimola M. Materialien zur Mythologie der Wogulen. – Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1958. – 444 S. – (Memories de la Soc. Finno-Ougrienne; vol. 113).

Schmidt E. Bear cult and Mythology of the Northern Ob-Ugrians // Uralic Mythology and folklore. – Budapest: Ethnographic Inst. of the Hungarian Acad. of Sci., 1989. – P. 187–232.

Vahter T. Ornamentic der Ob-ugrier. – Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Kirjapaion Oy, 1953. – 216 S. – (Soc. Finno-Ougrienne. Trav. Ethnographiques; N IX).