Перейти к статье:
Сюжеты парных конских головок в культурах Якутии: древность и современность
А.Н. Алексеев1, Э. Крюбези2
1Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ул. Петровского, 1, Якутск, 677027, Россия
2Университет Тулузы, Франция University of Toulouse, Jules Gesda Alley, 37, Toulouse, 31000, France
Разнообразные предметы с парными изображениями конских голов, т.н. двуглавые коньки или просто коньки, известны во многих древних культурах Сибири. Распространены они и в Якутии, где наиболее ранний экземпляр – костяной амулет-подвески из культурного слоя поселения Улахан Сегеленнях – относится, возможно, к середине – второй половине I тыс. н.э. В якутских погребениях XVII–XVIII вв. часто встречаются кольчатые пряжки-подвески с двуглавыми коньками, являвшиеся украшениями погребальной одежды или сосудов. Изучение музейных коллекций показывает, что подобные подвески нередко служат декором кожаных кумысных сосудов «сири исит», используемых при обряде восхваления и призывания светлых небесных божеств, покровителей людей и скота. Среди якутских коньков имеются образцы, где конские головки уздечками соединены с кольцами, символизирующими, на наш взгляд, небесное светило. В мифологии якутов широко распространен сюжет о рождении коня от солнца. Считается, что сначала расплодились солнечные лошади Джесёгей, а затем люди, т.е. конь является зооморфным прародителем человека. Большую группу коньков в музейных коллекциях составляют подвески женского нарядного пояса и набедренного украшения. Сюжеты парных конских головок продолжают существовать и в современной культуре якутов: ювелирном деле, архитектуре, орнаментике. Их прообразы могли быть связаны с культурой хунну Забайкалья и Монголии. Вместе с тем некоторые якутские подвески с парными изображениями конских голов имеют сходство с тагарскими и таштыкскими коньками.
Ключевые слова: подвеска, пряжка, конь, культ, хунну, мифология, обряд.
DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.2.091-101
Representations of Paired Horse Heads in Yakut Art: Past and Present
A.N. Alekseyev1 and E. Crubezy2
1The Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Petrovskogo 1, Yakutsk, 677027, Russia
2University of Toulouse, Jules Gesda Alley, 37, Toulouse, 31000, France
Various artifacts depicting paired horse heads are known in many ancient cultures of Siberia. The earliest in Yakutia is a bone amulet-pendant from the habitation layer of Ulakhan Segelennyakh, dating to the middle or second half of the 1st millennium AD. In 17th and 18th-century Yakut burials, ring buckle pendants with double-headed horses, decorating either burial clothing or vessels, are frequent. Museum collections show similar pendants often decorated leather koumiss vessels “Siri isit”, which were used in the evocation rite of heavenly deities protecting humans and cattle. In certain Yakut representations, heads of horses have bridles connecting them with rings, which, in our opinion, refer to celestial bodies. A horse begotten by the sun is a common motif in Yakut myths. Solar horses Dzhesegey were considered progenitors of humans. Many representations of double horse heads in museum collections are pendants worn on women’s festive belts and waistcloths. This motif has survived in modern Yakut jewelry, architecture, and design. Its sources should possibly be sought in the Xiongnu culture of the Trans-Baikal region and Mongolia. Certain Yakut two-headed horse pendants have close parallels amongst the Tagar and Tashtyk representations.
Keywords: Pendant, buckle, horse, cult, Xiongnu, mythology, ritual.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А.Н. Древняя Якутия: железный век и эпоха средневековья. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1996. – 95 с.
Алексеев А.Н. Ранние кочевники в Якутии // Вестн. Сев.-Вост. федерал. ун-та им. М.К. Аммосова. – 2013. – Т. 10, № 5. – С. 62–69.
Алексеев А.Н. О происхождении якутских чоронов // Сев.-Вост. гум. вестн. – 2015. – № 1. – С. 55–61.
Бернштам А.Н. Происхождение турок // Проблемы истории докапиталистических обществ. – 1935. – № 5/6. – С. 43–53.
Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену: По преданиям якутов бывшего Якутского округа. – Якутск: Бичик, 1994. – 352 с.
Бравина Р.И. Погребальный обряд якутов (XVII–XIX вв.) – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1996. – 231 с.
Бравина Р.И. Отчет о проведении археологических исследований ИГИиПМНС СО РАН в Оймяконском районе РС(Я) в 2014 г. / ИГИиПМНС СО РАН. – Якутск, 2015. – Т. II: Иллюстративный материал. – 296 л.
Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV–XIX вв.). – Новосибирск: Наука, 2008. – 296 с.
Вадецкая Э.Б. Таштыкская эпоха в древней истории Сибири. – СПб.: Петербург. Востоковедение, 1999. – 440 с.
Васильев Ф.Ф. Южные предки якутов по материалам археологических раскопок (домонгольский период) // Проблемы археологии и перспективы изучения древних культур Сибири и Дальнего Востока. – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1982. – С. 131–132.
Визуальное наследие народов Якутии: фотографический мир А.П. Курочкина (конец XIX – начало XX века). – Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2011. – 128 с.
Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья (XIV–XVIII вв.). – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1990. – 192 с.
Гоголев А.И. Якуты: Проблемы этногенеза и формирования культуры. – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 1993. – 200 с.
Давыдова А.В. Иволгинский комплекс (городище и могильник) – памятник хунну в Забайкалье. – Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1985. – 111 с.
Давыдова А.В. Иволгинский археологический комплекс. – СПб.: Фонд «АзиаТИКА», 1996. – Т 2: Иволгинский могильник. – 176 с.
Емельянов Н.В. Сюжеты якутского олонхо. – М.: Наука, 1980. – 376 с.
Захаров И.И. Кобяйский улус: историко-социологический очерк: XVII–XX века. – Якутск: Изд-во Якут. гос. ун-та, 2005. – 293 с.
Зыков Ф.М. Отчет о работе Таймырского фольклорно-этнографического отряда комплексной фольклорной экспедиции ИИФФ СО АН СССР, ИЯЛИ ЯФ СО АН СССР, Новосибирской госконсерватории им. Глинки и Всесоюзной фирмы «Мелодия» / ИГИиПМНС СО РАН. – Якутск, 1987. – 28 с.
Иванов М.С. Предания о роде кыргыс // Мифология народов Якутии. – Якутск: Якут. фил. СО АН СССР, 1980. – С. 63–68.
Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов // Якутия и ее соседи в древности. – Якутск: Якут. фил. СО АН СССР, 1975. – С. 174–184.
Йохансен У. Орнаментальное искусство якутов: ист.-этногр. исследования. – 2-е изд. доп. – Якутск: Дани-Алмас, 2012. – 184 с.
Константинов И.В. Материальная культура якутов XVIII века. – Якутск: Кн. изд-во, 1971. – 212 с.
Кочмар Н.Н. Писаницы Якутии. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1994. – 263 с.
Крюбези Э., Жибер М., Люд Б., Алексеев А., Гоголев А. От эпических произведений до первых археологов Сибири // Мир древних якутов: опыт междисциплинарных исследований (по материалам Саха-французской экспедиции). – Якутск: Изд-во СВФУ, 2012. – С. 191–193.
Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. – Иркутск: Вост.-Сиб. обл. изд-во, 1937. – Т. 1. – 572 с.
Культурное наследие народа саха. – СПб.; Якутск: Ленарт, 1994. – 95 с.
Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха в истории Хакасско-Минусинской котловины. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1960. – 197 с.
Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. – Магадан: Кн. изд-во, 1983. – 176 с.
Лубо-Лесниченко Е.И. Дальневосточные монеты из Минусинской котловины (по материалам Минусинского края) // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. – Новосибирск: Наука, 1975. – С. 156–169.
Маак Р.К. Вилюйский округ. – 2-е изд. – М.: Яна, 1994. – 592 с.
Мазин А.И. Палеолитические наскальные рисунки в долине р. Токко // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности (эпоха па леолита). – Новосибирск: Наука, 1976. – С. 177–180.
Митько О.А. Таштыкские памятники могильника Маркелов Мыс II // Таштыкские памятники Хакасско-Минусинского края. – Новосибирск: Наука, 2007. – С. 39–61.
Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. – Новосибирск: Наука, 1990. – 142 с.
Новгородов И.Д. Археологические раскопки музея (некоторые предварительные данные) // Сборник научных статей Якутского республиканского краеведческого музея. – Якутск: Кн. изд-во, 1955. – Вып. 1. – С. 138–162.
Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олёкмы и Верхнего Приамурья. – Новосибирск: Наука, 1976. – 200 с.
Основоположник изобразительного искусства Якутии Иван Васильевич Попов. – Якутск: Бичик, 2003. – 111 с.
Потапов Л.П. Конь в верованиях и эпосе Саяно-Алтая // Фольклор и этнография: Связи фольклора с древними представлениями и обрядами. – Л.: Наука, 1977. – С. 164–178.
Решетникова А.П. Образ лошади-матери первопредка в долганских олонхо в контексте тюркских эпосов // Коренные народы Северо-Западной Якутии и Таймыра: фольклорное наследие и проблемы этнокультурной идентичности. – Якутск: Изд-во ИГИиПМНС СО РАН, 2013. – С. 176–183.
Савинов Д.Г. Дотюркский пласт в палеоэтнографии якутов // Сибирский сборник-2: К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко. – СПб.: МАЭ РАН, 2010. – С. 68–81.
Савинов Д.Г. Археологические материалы о южном компоненте в культурогенезе якутов // Сев.-Вост. гум. вестн. – 2013. – № 2. – С. 59–72.
Саха былыргы сэhеннэрэ уонна кэпсээннэрэ (Исторические предания и рассказы якутов) / ред. Г.У. Эргис, А.А. Попов. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. – Ч. 1. – 322 с. (на якут. и рус. яз.).
Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 1993. – 736 с.
Сидоров Е.С. Этюды по сравнительно-исторической лексикологии якутского языка // Сов. тюркология. – 1985. – № 3. – С. 53–63.
Степанов А.Д., Дьяконов В.М., Воробьев С.А., Кириллин А.С. Радиоуглеродное датирование, геоморфология и стратиграфия многослойной стоянки Улахан Сегеленнях в Южной Якутии // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. – Улан-Батор: Изд-во Монгол. гос. ун-та, 2012. – Т. 2. – С. 619–630.
Федорова Л.В. Евразийство: стремление к древнейшей или к новой религиозности универсальных идей. – Якутск: Изд-во СВФУ, 2012. – 255 с.
Ысыах Олонхо. – Якутск: Бичик, 2012. – 232 с.
Якуты (саха). – М.: Наука, 2013. – 599 с.