Атнагулов И.Р. Нагайбаки: от сословия к этносу (к вопросу о генезисе идентичности)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 44 № 1 2016

  

Перейти к статье:    

НАГАЙБАКИ: ОТ СОСЛОВИЯ К ЭТНОСУ
(к вопросу о генезисе идентичности)

И.Р. Атнагулов

Институт истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова пр. Ленина, 114, Магнитогорск, 455038, Россия

Нагайбаки – одна из групп тюркоязычного населения Южного Приуралья, своим происхождением связанная с крещеными татарами Среднего Поволжья, а также чувашами и, возможно, удмуртами и восточными марийцами. Главной причиной ее возникновения было cоздание в 1730-х гг. Оренбургского казачьего войска и различного рода инородческих казачьих подразделений в регионе. В отличие от калмыков, башкир и мещеряков, составивших самостоятельные войска, сформированные по этническому принципу, казаки-нагайбаки оказались вместе с русскими в составе Оренбургского казачьего войска. В силу ряда обстоятельств, связанных с государственной деятельностью по структурированию населения (христианизация, вхождение в состав казачьего сословия, географическая изоляция от ближайших этнических родственников), произошла трансформация нагайбакской идентичности от конфессиональной (крещеные татары) и сословной (татары-казаки) до собственно этнической (нагайбаки). История становления нагайбаков является наглядным примером того, как государственно-политический фактор влияет на появление новых идентичностей. У нагайбаков выработалось собственное самосознание, особенность которого в его многоуровневой структуре, где присутствуют географическая, конфессиональная и сословная составляющие. Все они отражены в комплексе этномаркирующих признаков феномена нагайбакской идентичности. В новейших публикациях, включая материалы последних двух переписей, из всей этнонимической номенклатуры нагайбаков фиксируется только одно название – «нагайбаки», являющееся, по сути, экзоэтнонимом. В данной статье рассматриваются вопросы формирования нагайбакской идентичности и актуального функционирования всех исторически сложившихся эндо- и экзоэтнонимов данной группы.

Ключевые слова: нагайбаки, этническая идентичность, этнонимы.

DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.1.137-146

THE NAGAYBAKS: FROM SOCIAL STRATUM TO ETHNIC GROUP
(the origins of ethnic identity)

I.R. Atnagulov

Institute of History, Philology, and Foreign Languages, Magnitogorsk State Technical University, Pr. Lenina 114, Magnitogorsk, 455038, Russia

The Nagaybaks are one of the Turkic-speaking groups of the Southern Urals, related to Christened Tatars of the Middle Volga, to Chuvash, and possibly to Udmurt and eastern Mari. The key factor in their origin was the emergence of Orenburg Cossack Host with a number of native troops in the 1730s. Unlike the Kalmyk, Bashkir, and Misher Tatar troops, which were ethnically homogeneous, the Nagaybaks served alongside Russian Cossacks. Owing to certain circumstances, specifi cally to the state policy of “organizing” the natives (Christening, recruiting for the Cossack Host, and geographic isolation from closest ethnic relatives), their ethnicity shifted from religious (“Christened Tatars”) and social (Tatar Cossacks) to ethic proper (Nagaybaks). This case exemplifi es the impact of state policy on the origins of new ethnic groups. Current Nagaybaks ethnicity includes geographic, religious, and social constituents. Recent scholarship and the last two censuses mention just one name, Nagaybaks, which, in essence, is an exoethnonym. This article discusses all exoethnonyms and endoethnonyms of that group.

Keywords: Nagaybaks, ethnic identity, exoethnonyms, endoethnonyms.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Асфандияров А.З. Кантонное управление в Башкирии (1798–1865 гг.). – Уфа: Китап, 2005. – 256 с.

Атнагулов И.Р. Поселения и жилища верхнеуральских нагайбаков во второй половине XIX – начале XX века // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2004. – № 4. – С. 149–159.

Атнагулов И.Р. Языковая ситуация у нагайбаков как составляющая этнической идентичности // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2006. – Вып. XVI, № 2. – С. 390–396.

Атнагулов И.Р. Нагайбаки: опыт комплексного историко-этнографического исследования хозяйства и материальной культуры второй половины XIX – начала XX века. – Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2007а. – 244 с.

Атнагулов И.Р. Религиозная идентичность нагайбаков: история формирования и современное состояние // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2007б. – Вып. XVIII. – С. 305–312.

Бектеева Е.А. Нагайбаки: (Крещеные татары Оренбургской губернии) // Живая старина. – 1902. – Вып. II. – С. 165–181.

Витевский В.Н. Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Тр. IV Археол. съезда в России, г. Казань, 31 июля – 18 авг. 1877 г. – Казань, 1891. – Т. II. – С. 257–286.

Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. – Казань: [Литотип. В.М. Ключникова], 1897. – Т. I. – 616 с.

Всероссийская перепись населения 2002 г.- URL

Всероссийская перепись населения 2010 г.- URL

Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. – СПб.: Изд-во К.В. Миллера, 1776. – Ч. II: О народах татарского племени. – С. 75–84.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.: Рус. яз., 2000. – Т. I: А–З. – 699 с.

Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1770. – 189 с.

Записки путешествия академика Лепёхина. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1821. – Ч. 1, 2. – 554 с. – (Полн. собр. ученых путешествий по России; т. III).

Записки путешествия академика Фалька. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1824. – Ч. 1. – 560 с. – (Полн. собр. ученых путешествий по России; т. VI).

Исхаков Д.М. Этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти XX в. // Нагайбаки (комплексное исследование группы крещеных татар-казаков). – Казань: ИЯЛИ АНТ, 1995. – С. 4–18.

Небольсин П.И. Отчет о путешествии в Оренбургский и Астраханский край // Вестн. ИРГО. – 1852. – Ч. IV, кн. I. – С. 1–34.

Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упраздненного Ставропольского калмыцкого войска, белопахотных солдат и солдатских малолетков. – СПб.: [Тип. Департамента военных поселений], 1843. – 47 с.

Рычков П.И. Топография Оренбургская, то есть: обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и Императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым. – СПб.: Имп. Акад. наук, 1762. – Ч. I. – 331 с.; Ч. II. – 262 с.

Список населенных пунктов Уральской области / под общим рук. А.М. Плешкова, М.П. Антонова; под ред. И.Н. Гридина, А.А. Колупаева, Ф.Н. Лебедева. – Свердловск: Орготдел Уралоблисполкома, Уралстатуправления и окружных исполкомов, 1928. – Т. XIII: Троицкий округ. – 86 с. Стариков Ф.М. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамен и карты. – Оренбург: [Тип. Б. Бреслина], 1891. – 249 с.

Толстой Д. Отечественная церковь в 1874 году: Распространение и утверждение веры и религиозная жизнь // Оренбург. епарх. ведомости. – 1876. – № 10. – Отд. офиц. – С. 349–356.

Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. – Оренбург: [Тип. Оренбург. духовной миссии], 1900. – Вып. I. – 346, VI с. – (Тр. Оренбург. учен. арх. комиссии; вып. VII).