Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д., Рукавишникова И.В. Состав и композиция сооружений ритуального комплекса с оленными камнями Ушкийн-Увэр (по результатам исследований 2013 года)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 44 № 1 2016

  

Перейти к статье:    

СОСТАВ И КОМПОЗИЦИЯ СООРУЖЕНИЙ РИТУАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА С ОЛЕННЫМИ КАМНЯМИ УШКИЙН-УВЭР
(по результатам исследований 2013 года)

А.А. Ковалев1, Д. Эрдэнэбаатар2, И.В. Рукавишникова1

1Институт археологии РАН ул. Дм. Ульянова, 19, Москва, 117036, Россия

2Монгольский государственный университет National University of Mongolia P.O.-51, Box-167, Ulaanbaatar-51, Mongolia

Статья посвящена реконструкции структуры и истории сооружения ритуального комплекса с оленными камнями Ушкийн-Увэр (Хубсугульский аймак, Монголия) на основе масштабных раскопок 2013 г. В ходе работ были обнаружены и исследованы объекты наиболее раннего периода его существования: шесть забитых камнем катакомб и ритуальные ямы. Получены новые данные о возможных местах установки известных оленных камней, а также обнаружены in situ нижние части пяти новых. Определено, что в исследованную часть комплекса входили два единых по композиции ансамбля сооружений с рядами оленных камней. Основу каждого из них составляли две каменные платформы: одна изогнутая (ориентирована в меридиональном направлении), а другая прямоугольная (ориентирована в широтном направлении, сопровождалась каменными стелами). Оленные камни устанавливались по западному краю изогнутых платформ. Ансамбли с востока, севера и юга дополнялись жертвенниками с захоронениями костей лошади. Эти объекты не перекрывали друг друга, что говорит о едином композиционном замысле сооружения. К северу от него располагались еще два ряда оленных камней, к востоку от которых также находились аналогичные жертвенники, а к западу – каменные кольца с фрагментами кальцинированных костей животных. По составу и композиции все ансамбли (платформы со стелами, дуга из жертвенников с останками лошадей с востока, каменные кольца с кальцинированными костями животных с запада) аналогичны ритуальным сооружениям, сопровождающим погребальные курганы-херексуры Центральной Монголии, что подтверждает высказанное ранее предположение о замещении оленными камнями реальных погребений.

Ключевые слова: Монголия, поздний бронзовый – ранний железный век, оленные камни, херексуры, древние ритуалы, кенотафы.

DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.1.082-092

A RITUAL COMPLEX WITH DEER STONES AT UUSHIGIIN UVUR/ULAAN UUSHIG, MONGOLIA: COMPOSITION AND CONSTRUCTION STAGES
(Based on the 2013 Excavations)

A.A. Kovalev1, D. Erdenebaatar2, and I.V. Rukavishnikova1

1Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, Dm. Ulyanova 19, Moscow, 117036, Russia

2National University of Mongolia, P.O.-51, Box-167, Ulaanbaatar-51, Mongolia

Composition and construction history of a ritual complex with deer stones at Uushigiin uvur, Hovsgol aimag, Mongolia, are inferred from fi ndings of large-scale excavations in 2013. The earliest elements of the complex were six catacombs fi lled with stones, and ritual pits. Possible placement of known deer stones was discovered, and lower parts of fi ve new ones were found in situ. The excavated part of the complex included two ensembles similar in composition and consisting of rows of deer stones. Each ensemble rested on two stone platforms, one curved (oriented in a north-south direction), the other rectangular (oriented in an east-west direction and accompanied by stone stelae). Deer stones were placed along the western edge of the curved platforms. East, north, and south of the ensembles, altars with buried horse bones were discovered. These objects did not overlap one another, which suggests a single compositional structure of the work. Further north, two more rows of deer stones were situated. On the eastern side of those, there were similar altars, and on the western side, stone rings with fragments of calcined animal bones. In terms of structure and composition, all ensembles (platforms with stelae, an arc of altars with horse remains from the east, stone rings with calcined animal bones from the west) are similar to ritual constructions around funerary mounds—the khereksurs of Central Mongolia, supporting the idea that deer stones had replaced actual burials.

Keywords: Mongolia, Late Bronze Age, Early Iron Age, deer stones, khereksurs, funerary rituals, cenotaphs.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Волков В.В. Оленные камни Монголии. – Улан-Батор: Изд-во АН МНР, 1981. – 253 с.

Волков В.В. Оленные камни Монголии. – 2-е изд. – М.: Науч. мир, 2002. – 248 с.

Волков В.В., Новгородова Э.А. Оленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия) // Первобытная археология Сибири. – Л.: Наука, 1975. – С. 78–84.

Ковалев А.А., Рукавишникова И.В., Эрдэнэбаатар Д. Оленные камни – это памятники-кенотафы // Древние и средневековые изваяния Центральной Азии. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2014. – С. 41–54.

Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д. Две традиции использования оленных камней Монголии // Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007. – С. 99–105. – (Тр. САИПИ; вып. 3).

Ковалев А.А., Эрдэнэбаатар Д. Поздний бронзовый век и начало раннего железного века Монголии в свете открытий Международной Центрально-Азиатской археологической экспедиции // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат-лы Междунар. науч. конф. (Улан-Удэ, 20–24 сент. 2010 г.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. – С. 104–117.

Новгородова Э.А. Оленные камни и некоторые вопросы древней истории Монголии // Олон улсын монголчэрдэмтнийн II их хурал. – Улаанбаатар, 1973. – Боть I. – Т. 385–388.

Новгородова Э.А. Древняя Монголия. – М.: Наука, 1989. – 383 с.

Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. – СПб.: [Тип. В. Киршбаума], 1883. – Вып. IV: Материалы этнографические. – 1026 с.; ил.

Тишкин А.А., Грушин С.П. Что такое кенотаф? // Изв. лаборатории археологии. – Горно-Алтайск, 1997. – № 2. – С. 24–28.

Т?рбат Ц., Баярсайхан Ж., Батс?х Д., Баярх?? Н. Жаргалантын амны буган х?ш??д. – Улаанбаатар: Mongolian Tangible Heritage Assoc., 2011. – 192 т.

Худяков Ю.С. Херексуры и оленные камни // Археология, этнография и антропология Монголии. – Новосибирск: Наука, 1987. – С. 136–162.

Allard F., Erdenebaatar D. Khirigsuurs, ritual and mobility in the Bronze Age of Mongolia // Antiquity. – 2005. – Vol. 79, N 305. – P. 547–563.

Erdenebaatar D. Funeral and Sacrifi ce Ritual of the Horse in the Bronze Age of Mongolia // Этноистория и археология Северной Еразии: теория, методология и практика исследования. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. техн. ун-та, 2007. – С. 201–209.

Magail J. Compte-rendu de la campagne 2007 de la mission archeologique conjointe Monaco-Mongolie // Bull. de Musee d’Anthropologie prehistorique de Monaco. – 2007. – N 47. – P. 115–120.

Takahama Shu. Research of Ulaan uushig I (Uushigiin ovor) in Mongolia and newly acquired 14C data // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири: мат-лы Междунар. науч. конф. (Улан-Удэ, 20–24 сент. 2010 г.). – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. – С. 126–131.

Takahama Shu, Hayashi Toshio, Kawamata Masanori, Matsubara Ryuji, Erdenebaatar D. Preliminary Report of the Archaeological Investigations in Ulaan Uushig I (Uushgiin Ovor) in Mongolia // Bull. of Archaeology, the Univ. of Kanazava. – 2006. – Vol. 28. – P. 61–102.