Перейти к статье:
Традиция росписи по дереву верхневычегодских коми в конце XIX – первой четверти XX века
Шарапов В.Э., Земцова И.В.
На основе изучения фондов Российского этнографического музея, Национального музея Республики Коми, ранее опуб-
ликованных материалов и результатов полевых исследований, проводившихся в 1989–2013 гг. на территории Республики
Коми, в статье рассматривается этнолокальная традиция крестьянской росписи по дереву верхневычегодских коми-зы-
рян, бытовавшая на рубеже XIX–XX вв. в селах и деревнях Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губ. (терри-
тории современных Усть-Куломского и Корткеросского р-нов Республики Коми). В статье формулируется декоративный
канон верхневычегодской росписи, а также выдвигается гипотеза о происхождении этого этнокультурного феномена в
зоне совместного либо пограничного проживания финно-угорского и русского населения, в частности, старообрядческого.
По технике письма, орнаментации и колориту роспись вычегодских мастеров существенно отличается от крестьянских
росписей русского Севера и Прикамья.
Ключевые слова: вычегодские коми, роспись по дереву, техника и композиция крестьянской росписи, коми старообряд-
цы, этнографическое картографирование.