Панкратова Л.В. Запечатленные в бронзе образы Саровского культового комплекса: реконструкция семантики
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

1 (45) 2011

Перейти к статье:    

Запечатленные в бронзе образы Саровского культового комплекса: реконструкция семантики

Панкратова Л.В.

В статье реконструируются семантика образов металлопластики с культового места и обряды, совершавшиеся кулайцами II–I вв. до н.э. на Саровском комплексе археологических памятников. Одновременное преднамеренное захоронение предметов на культовом месте позволяет рассматривать эту коллекцию бронз как текст и сопоставлять его с мифологическими и фольклорными текстами селькупов, предками которых, как показывают исследования томских археологов, по-видимому, являлись кулайцы. Аналогичные саровским образам персонажи в селькупской мифологии системно и непротиворечиво объединены фигурой небесного божества Кока. Вероятно, культовый комплекс был местом поклонения древнему прототипу селькупского бога, обряды почитания которого были приурочены к празднованию Нового года. Видимо, составной частью ритуальной практики являлись обряды заключения брака между представителями разных родов.

Ключевые слова: Западная Сибирь, ранний железный век, кулайская культура, бронзовое культовое литье (металло-пластика), культовое место, семиотика, семантика, мировоззрение, реконструкции.