Сантос да Роса Н. От вопросов к выводам: методические принципы применения экспериментальной археологии в исследовании наскального искусства
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 53 № 3 2025

  

Перейти к статье:    

От вопросов к выводам: методические принципы применения экспериментальной археологии в исследовании наскального искусства

Н. Сантос да Роса

Университет Бордо, UMR5199 PACEA, Франция University de Bordeaux - UMR5199 PACEA, Batiment B2, Aliee Geoffroy Saint-Hilaire, CS 50023, 33615 PESSAC CEDEX, France

Институт изучения наскального искусства - Витватерсрандский университет, Южно-Африканская Республика Rock Art Research Institute - University of the Witwatersrand, Private Bag X3, Wits 2050, Johannesburg, Republic of South Africa

В статье обсуждается проблема применения методов экспериментальной археологии при изучении наскального искусства. Представлен структурированный план соответствующих исследований, включающий эксперименты. Отмечаются различия между экспериментальной и «опытной» археологией; подчеркивается, что правильно поставленные эксперименты требуют прочной теоретической базы и тщательной проверки гипотез. Описывается комплексный методический подход, предполагающий строгий отбор параметров и многоступенчатую процедуру пилотных, систематических и воспроизводящих экспериментов с соблюдением равновесия между внутренней и внешней достоверностью результатов. На конкретном примере влияния состава краски на долговременную сохранность наскальных рисунков показано, как именно процедура экспериментального моделирования должна соответствовать строгим научным принципам воспроизводимости и археологической значимости полученных результатов. Рассматриваются различные аспекты соотношения данных, полученных контролируемо в лабораторных условиях, и их подтверждения в полевых условиях. Эта связь имеет кардинальное значение как для аналитической надежности экспериментов, так и для оценки их применимости с учетом конкретного археологического контекста. Обсуждаются имплицитные ограничения экспериментальных данных; обращается внимание на то, что они являются всего лишь эвристическим средством оценки гипотез, а не источником абсолютной истины. Предлагаемый подход может применяться при изучении широкого спектра исследовательских проблем, связанных с созданием, консервацией и деградацией наскального искусства, и позволяет сделать более подробные эмпирически обоснованные выводы о первобытных художественных практиках.

Ключевые слова: экспериментальная археология, наскальное искусство, алгоритм эксперимента, проверка гипотез, тафономия, методика.

doi:10.17746/1563-0102.2025.53.3.095-106

From Questions to Inferences: Methodological Principles for the Use of Experimental Archaeology in Rock Art Research

N. Santos da Rosa

University of Bordeaux, UMR5199 PACEA, Bаtiment B2, Allee Geoffroy Saint-Hilaire, CS 50023, 33615 PESSAC CEDEX, France

Rock Art Research Institute, University of the Witwatersrand, Private Bag X3, Wits 2050, Johannesburg, Republic of South Africa

This article addresses the challenge of employing experimental archaeology in rock art research and proposes a structured framework to guide the design and implementation of experiments in this field. It distinguishes between experimental and experiential archaeology, establishing that proper experiments require solid theoretical foundations and rigorous hypothesis testing. A comprehensive methodological approach is then presented, involving strict control of variables and a sequential strategy of pilot, systematic, and replicative experiments that balances internal and external validity. Building on an illustrative example concerning how paint composition influences the long-term preservation of rock art images, the article demonstrates how experimental procedures can conform to standards of scientific rigor, reproducibility, and archaeological relevance. In this context, it addresses aspects related to the connection between laboratory-controlled conditions and field validation, which are crucial to ensure both analytical robustness and contextual applicability. Furthermore, it discusses the inferential constraints of experimental data, emphasizing that these function as heuristic tools for evaluating hypothesis plausibility rather than providing absolute certainties. Ultimately, the proposed approach can be applied to explore a wide range of research questions concerning the production, preservation, and degradation of rock art, enhancing our capacity to formulate empirically grounded inferences about prehistoric artistic practices.

Keywords: Experimental archaeology, rock art, experimental design, hypothesis testing, taphonomy, methodology.