Перейти к статье:
Стилистические особенности наскальных изображении минусинской традиции
И.В. Аболонкова1, Л.В. Зоткина2, К.А. Колобова2
1Музей-заповедник «Томская Писаница» ул. Томская, 5а, Кемерово, 650000, Россия
2Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Статья посвящена формально-типологическому анализу наскальных изображений, выполненных в минусинской традиции. Несмотря на широкий ареал их распространения, источниковой базой данного исследования стали зооморфные изображения с местонахождений, расположенных только на территории Минусинской котловины. Такой выбор источников обосновывается тем, что, по мнению авторов, древнейший изобразительный пласт в наскальном искусстве Южной Сибири и Центральной Азии - более широкое, эпохальное явление, а минусинский стиль - его локальное проявление, связанное с региональными культурными особенностями. Цель работы состояла в выявлении специфических черт оформившегося классического регионального минусинского стиля, в отличие от других периферических по отношению к нему проявлений древнейшего изобразительного пласта. В статье приводятся результаты стилистического анализа, основанного на формально-типологических признаках, упоминаемых разными специалистами при характеристике зооморфных образов минусинской традиции. В зависимости от видовой принадлежности животных их изображения были распределены по группам, для каждой из которых установлен определенный набор признаков. Ввиду высокой степени их вариативности в искусстве минусинской традиции и древнейшего изобразительного пласта были выделены критерии, характерные исключительно для минусинского стиля (условно первого порядка), а также встречающиеся и в других изобразительных традициях (второго порядка). Сделан вывод об устойчивых комбинациях формально-типологических характеристик классических изображений в минусинском стиле, составляющих его ядро. На этом основании выделяется другая группа петроглифов древнейшего пласта, условно обозначенная как периферия, поскольку они не обнаруживают указанных сочетаний признаков.
Ключевые слова: наскальное искусство, минусинская изобразительная традиция, минусинский стиль, формально-типологический анализ, ядро и периферия стиля, Минусинская котловина.
doi:10.17746/1563-0102.2025.53.3.064-073
Stylistic Parameters of Minusinsk Rock Art Style
I.V. Abolonkova1, L.V. Zotkina2, and K.A. Kolobova2
1"Tomskaya Pisanitsa" Museum-Reserve, Tomskaya 5a, Kemerovo, 650000, Russia
2Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
This study focuses on the formal typology of petroglyphs belonging to the Minusinsk tradition. While these are widely distributed, we analyze only zoomorphic images from the Minusinsk Basin, because the earliest rock art in Southern Siberia and Central Asia, we believe, refers to a definite chronological stage, whereas the Minusinsk Style is its regional manifestation associated with the local cultural tradition. The purpose of the study is to identify the specific features of the classic regional Minusinsk Style, distinguishing it from other manifestations of the earliest rock art, peripheral relative to it. We present the results of the stylistic analysis based on formal typological criteria mentioned by various specialists in Minusinsk zoomorphic images. Representations of animals fall in several groups in terms of species, and a set of characteristics has been proposed for each. Because they are highly variable both in the Minusinsk tradition and in the earliest rock art in general, criteria specific for the Minusinsk Style alone (first-order criteria) have been separated from those relevant to other traditions (second-order criteria). The core of the classic Minusinsk Style is defined by a stable combination of formal typological features. Another group of the earliest petroglyphs is nominally described as peripheral, because it doesn't show this combination.
Keywords: Rock art, Minusinsk rock art tradition, Minusinsk Style, formal typological analysis, core and periphery of style, Minusinsk Basin.