Перейти к статье:
Наскальное искусство Кюрты: культурный обмен в Средиземноморье
Э. Ги
Независимый исследователь, Франция 46 rue de la Mare, 75020 Paris, France
Открытие в начале 2000-х гг. наскальных изображений животных вблизи д. Кюрта в долине Нила (Верхний Египет) остается пока мало обсуждаемым. В данной статье рассматриваются многочисленные черты стилистического сходства между этими изображениями и европейскими петроглифами эпохи плейстоцена. Данные аналогии позволяют датировать наскальные рисунки в Кюрте приблизительно концом последнего ледникового максимума (между концом граветто-солютрейского и началом мадленского искусства). Это определение подтверждается OSL-датой отложений, перекрывающих плоскость с петроглифами в Кюрте. Предположение о европейском происхождении указанных рисунков подкрепляется наличием на памятнике схематичных женских изображений, идентичных тем, которые распространены по всей Евразии. Рассматривается возможность культурного обмена через Средиземное море. Показано, что существовало несколько возможных путей коммуникации. С учетом опубликованных материалов сделан вывод о том, что петроглифы в Кюрте не так изолированы, как кажется, и что наскальные изображения, найденные на побережье Киренаики и на Синае, могли быть результатом многократных контактов (в т.ч. миграций) людей, населявших берега Средиземного моря.
Ключевые слова: Кюрта, палеолитическое пещерное искусство, последний ледниковый максимум, распространение на большие расстояния, Ближний Восток.
doi:10.17746/1563-0102.2025.53.3.053-063
Qurta Rock Art: Cultural Exchange in the Mediterranean
E. Guy
Independent Researcher, 46 rue de la Mare, 75020 Paris, France
The discovery in the early 2000s of animal rock engravings near the village of Qurta in the Nile Valley (Upper Egypt) remains little discussed. This article focuses on the numerous stylistic links between these engravings and European Pleistocene figurations. These analogies allow us to date Qurta approximately to the end of the Last Glacial Maximum (between the end of Gravettian-Solutrean art and the beginning of Magdalenian art). This estimate is confirmed by OSL-dating obtained from a buried engraved panel from Qurta. The hypothesis as to European origin of the images is also reinforced by the presence of schematic female engravings identical to those scattered throughout Eurasia. The possibility of Mediterranean cultural exchange is considered. Several communication routes were possible. Taking into account the published documentation, we infer that the engravings at Qurta are less isolated than they appear and that rock engravings located on the Cyrenaican coast and in the Sinai could be the result of repeated contacts (including migrations) of people inhabiting the two shores of the Mediterranean.
Keywords: Qurta, Paleolithic cave art, Last Glacial Maximum, long-distance diffusion, Middle East.