Перейти к статье:
Бивень мамонта с сюжетной гравировкой из Янского комплекса стоянок и его археологический контекст
В.В. Питулько1, 2, Е.Ю. Павлова3
1Институт истории материальной культуры РАН Дворцовая наб., 18А, Санкт-Петербург, 191181, Россия
2Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Университетская наб., 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
3Арктический и антарктический научно-исследовательский институт ул. Беринга, 38, Санкт-Петербург, 199397, Россия
Массовое изготовление предметов неутилитарного назначения, имеющих информационную сущность, характерно для культуры верхнего палеолита. Уникальная коллекция изделий подобного рода (подвески, бусины, орнаментированные диадемы и браслеты) происходит из Янского комплекса стоянок. Эти предметы отражают развитые представления о личности у населения арктической зоны Восточной Сибири ~32 тыс. л.н. и образуют трехуровневую информационную систему (распознавание «свой-чужой», внутригрупповое различие, информация о личности). Особое место среди них занимает бивень мамонта с сюжетной гравировкой. Рисунок представляет собой мнемоническую запись, вероятно, мифологического содержания. Археологический контекст находки позволяет расшифровать черты сложного социального поведения жителей стоянок. Для этих людей был характерен высокий уровень развития духовной культуры, в которой значительное место занимал анималистический культ (почитание волка). Его наличие предполагает существование сложных коллективных обрядовых действий в форме шаманских ритуалов. Один из них изображен на бивне с гравировкой. В композиции рисунка использована концепция визуальной перспективы. Это одно из наиболее ранних свидетельств подобного рода. В изображении на бивне передано движение, что говорит о высоком когнитивном уровне и техническом мастерстве его создателя. В развитии когнитивных способностей людей верхнего палеолита, по-видимому, имелись определенные стадии. Их маркером могут быть творческие и технические достижения, физическим проявлением которых служат специфические артефакты, в т.ч. гравированный бивень мамонта из Янского комплекса стоянок. Сюжет гравировки позволяет увидеть картину мира глазами древнего человека арктической зоны Восточной Сибири.
Ключевые слова: верхний палеолит, личные украшения, браслеты из бивня мамонта, сложное социальное и символическое поведение, информационная система, бивень с сюжетной гравировкой/бивень с орнаментом, ритуальные практики.
doi:10.17746/1563-0102.2025.53.3.008-022
A Mammoth Tusk with Representational Engraving from the Yana Complex of Sites and Its Archaeological Context
V.V. Pitulko1, 2 and E.Y. Pavlova3
1Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences, Dvortsovaya nab. 18A, St. Petersburg, 191181, Russia
2Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences, Universitetskaya nab. 3, St. Petersburg, 199034, Russia
3Arctic and Antarctic Research Institute, Beringa 38, St. Petersburg, 199397, Russia
Mass manufacture of non-utilitarian objects, which are informational in essence, is a characteristic feature of the Upper Paleolithic. A unique sample of such items (pendants, beads, decorated diadems, and bracelets) comes from the Yana complex of sites. These items testify to advanced views of identity, held by people of the Eastern Siberian Arctic ~32 ka BP. These views formed a three-level information system (“friend or foe” recognition, intra-group distinction, personal identification). A mammoth tusk with representational engraving takes a special place among such items. The drawing appears to be a mnemonic record, possibly with mythological content. Its archaeological context reveals the complex social behavior of the Yana site dwellers, in whose advanced mentality animistic beliefs, specifically the wolf cult, played a special role. Such a cult presupposed the existence of complex collective rites in the form of shamanism. One of those rites is apparently depicted in the engraving on the mammoth tusk. Its composition attests to the knowledge of perspective-one of the earliest instances if this kind. Also, the drawing represents motion, evidencing the artist's cognitive level and technical skill. Apparently, the evolution of the Upper Paleolithic people's cognitive capacities passed through certain stages, marked by creative and technical achievements, and documented by artifacts such as the Yana engraving. This representation helps to see the world as viewed through the eyes of ancient hunters inhabiting the Eastern Siberian Arctic.
Keywords: Upper Paleolithic, personal ornaments, mammoth ivory bracelets, complex social and symbolic behavior, information system, mammoth tusk with representational engraving, decorated mammoth tusk, rituals.