Перейти к статье:
Ритуал сиунгкап-унгкапон в обшине Батак Тоба: аспекты археологии и сельского хозяйства
К. Вирадньяна1, А. Себаянг2, А. Пархусип2, А. Хидаяти1, М.И. Махмуд1
1Центр исследования доисторической и исторической археологии Национального агентства исследований и инноваций Индонеэии, Индонезия Pusat Riset Arkeologi Prasejarah dan Sejarah, Badan Riset dan Inovasi Nasional Jend. Gatot Subroto rd. No. 10, Sasana Widya Sarwono building, Fl. 8, Kuningan Barat, Mampang Prapatan, Jakarta Selatan, Jakarta 12710, Indonesia
2Исследовательская организация по сельскому хозяйству и продовольствию Национального агентства исследований и инноваций Индонезии, Индонезия Organisasi Riset Pertanian dan Pangan, Badan Riset dan Inovasi Nasional Kawasan Sains dan Teknologi (KST) Soekarno, Jl. Raya Jakarta-Bogor KM 46, Cibinong, West Java 16911, Indonesia
Сельскохозяйственные ритуалы в Индонезии регулярно проводятся до, после и даже во время определенных периодов, варьируясь по своей форме в разных регионах и этнических группах. В данной статье приводятся результаты изучения ритуала сиунгкап-унгкапон и его роли в сельскохозяйственной деятельности общины Батак Тоба в связи с экологическим контекстом, процессом возделывания риса и с привлечением археологических данных. Исследование основано на анализе, включающем опрос местных жителей и наблюдения в месте нахождения камня сиунгкап-унгкапон. Также обсуждаются взаимосвязанные религиозные, социальные, экологические и технологические аспекты данного ритуала, возникшего еще в позднем неолите. Его цель - испрашивание благословения у предков и получение от них указаний относительно идеального сорта риса для выращивания в определенный сезон. В этом ритуале проявляются компетенции членов общины Батак Тоба в области сельскохозяйственных методов, знания о возделываемой культуре и окружающей среде, способствующие получению максимального урожая. Связь появления муравьев под камнем сиунгкап-унгкапон с выбором сорта риса для посева не имеет однозначного объяснения. В статье делается вывод, что ритуал сиунгкап-унгкапон, отражавший житейскую мудрость местного населения, способствовал укреплению единства людей и оптимизации сельскохозяйственного труда.
Ключевые слова: археологические объекты, сельскохозяйственные ритуалы, Батак Тоба, культура, поведение насекомых, мегалит
doi:10.17746/1563-0102.2025.53.2.108-114
The Siungkap-Ungkapon Ritual in the Batak Toba Community: Archaeological and Agricultural Aspects
K. Wiradnyana1, A. Sebayang2, D. Parhusip2, D. Hidayati1, and M.I. Mahmud1
1Research Center for Prehistoric and Historical Archaeology, National Research and Innovation Agency of Indonesia, Jend. Gatot Subroto rd. No.10, Sasana Widya Sarwono building, Fl. 8, Kuningan Barat, Mampang Prapatan, Jakarta Selatan, Jakarta 12710, Indonesia
2Research Organization for Agriculture and Food, National Research and Innovation Agency of Indonesia, Kawasan Sains dan Teknologi (KST) Soekarno, Jl. Raya Jakarta-Bogor KM 46, Cibinong, West Java 16911, Indonesia
In Indonesia, agricultural rituals are consistently performed before, after, and even during specific periods, with variations in form across regions and ethnicities. We outline the results of our study of the siungkap-ungkapon ritual and its role in agricultural practices of the Batak Toba community. We examine the ecological context and archeological data relevant to rice farming. Our study includes interviews with community members and observation of rites involving the siungkap-ungkapon stone. We discuss intertwined aspects of the rite—religious, social, ecological, and technological. The rite itself has been practiced at least since the Late Neolithic with a view to receive the ancestors' blessings and instructions as to which rice variety should be cultivated during a specific season. The ritual reveals the peasants' knowledge of agricultural practices, rice types, and the environment, all of which, taken together, ensure the highest yield. How the choice of the rice variety depends on the presence of ants under the stone is not immediately apparent. We conclude that the siungkap-ungkapon ritual, which involves practical knowledge, strengthens social unity and is supposed to optimize agricultural labor.
Keywords: Archaeological objects, agricultural rituals, Batak Toba, culture, insect behavior, megaliths