Перейти к статье:
Проблема анонимной атрибуции наскальных изображении
Д.А. Севостьянов1, А.И. Панкина2
1Новосибирский государственный медииинский университет Красный пр., 52, Новосибирск, 630091, Россия
2Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока АВО РАН ул. Пушкинская, 89, Владивосток, 690001, Россия
Статья посвящена анализу «авторской» атрибуции наскальных изображений. Определение «авторства» такого источника, как петроглифы, существенно отличается от атрибуции более поздних произведений изобразительного искусства, поскольку обычно данная процедура предполагает наличие какой-либо информации об авторе, находящейся за пределами самого произведения. Однако при атрибуции петроглифов такая информация, как правило, отсутствует. Соответственно, здесь возможно только выявить изображения, созданные одним и тем же человеком, или подражания среди похожих рисунков, выполненных другим человеком. Для атрибуции наскальных изображений в данной работе за основу был взят метод Джованни Морелли, предусматривающий определение авторства по второстепенным деталям, которые обычно создаются художником неосознанно. В статье подробно рассмотрены два примера анализа подобных деталей. Во-первых, это структурные элементы изображений (фосса, фоссула, фовеа, фовеола, инсекта, фиссура), выявленные посредством трасологического анализа на петроглифах тагарской культуры (Хакасия). По их численному соотношению и преимущественной ориентации можно определить индивидуальные характеристики моторики того или иного человека, что позволяет осуществлять анонимную атрибуцию. Во-вторых, это анализ таксономических признаков крупных морских млекопитающих, запечатленных на петроглифах ульсанской группы (Пангудэ и Чхончжон-ри, Южная Корея). Они дают основания для соотнесения изображения с определенным биологическим видом. Наличие подобных деталей позволяет установить, имел ли сам автор опыт взаимодействия с этими животными или он только подражал чужим рисункам.
Ключевые слова: петроглифы, анонимная атрибуция, трасологический метод, структурные элементы наскальных изображений, тагарская культура, петроглифы Пангудэ
doi:10.17746/1563-0102.2025.53.2.063-069
On the Identification of Anonymous Artists in Rock Art
D.A. Sevostyanov1 and A.I. Pankina2
2Novosibirsk State Medical University, Krasny pr. 52, Novosibirsk, 630091, Russia
2Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, Far Eastern Branch, Russian Academy of Sciences, Pushkinskaya 89, Vladivostok, 690001, Russia
This article addresses the assessment of anonymous artistry in rock art—something basically different from the attribution of later paintings, where extra-artistic information may help to attribute the work to a specific artist. No such information is normally available in the case of rock art. The most one can expect in that case is to reveal pictures by one and the same creator, or by his imitators. In this study, we used the method of Giovanni Morelli, who proposed to assess artistry on the basis of secondary details reproduced unconsciously. Two examples of such details are discussed in detail. One concerns structural elements such as fossa, fossula, foveola, insecta, and fissura, detected by traceological analysis of petroglyphs associated with the Tagar culture of Khakassia. Their occurrence and orientation provide clues as to individual motility and thereby to their creators, albeit anonymous. The second example concerns diagnostic features of the large marine mammals depicted in the petroglyphs of the Ulsan group, South Korea (Bangudae and Cheonjeon-ri). Animals represented in those petroglyphs can be diagnosed at the species level, and the way they are represented enables us to decide whether the artist himself observed them or whether he merely imitated someone else's mannerisms.
Keywords: Petroglyphs, anonymous attribution, traceological method, structural elements of rock art, Tagar culture, Bangudae rock art