Богданов Е.С. Глиняно-гипсовые «маски» из кургана-склепа Скальная-5 (Хакасия)
Проход по ссылкам навигации
EN

 
 

Археология, этнография и антропология
Евразии

Том 52 № 4 2024

  

Перейти к статье:    

Глиняно-гипсовые «маски» из кургана-склепа Скальная-5 (Хакасия)

Е.С. Богданов

Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия

В статье вводятся в научный оборот данные, полученные при исследовании тесинского кургана-склепа Скальная-5 (Хакасия). Внимание сосредоточено на обрядовых моментах, связанных с глиняно-гипсовыми покрытиями, и на их семантике. Обмазка наносилась на шейные позвонки и трепанированный череп. Установлено, что использовалась местная глина одного типа, скульптурные портреты создавались только из гипса (два основных слоя и один отделочный), а пигментами служили охра разных оттенков, киноварь и древесный уголь. В каждом случае, по всей видимости, разными мастерами, был создан конкретный неповторимый образ с этнической составляющей, причем женский имел более сложную окраску (узор в виде одного или нескольких трилистников), нежели мужской однотонный красный. Наибольшее сходство по деревянным конструкциям, отдельным деталям погребального обряда и технологии изготовления глиняно-гипсовых покрытий выявлено между материалами курганов Скальная-5, Новые Мочаги у д. Калы и Лисий у д. Сабинка. Возможно, это обусловлено синхронностью существования комплексов в пределах I-III вв. Орнамент в виде трилистника зафиксирован еще на двух женских «масках» из могил Каменки III, что позволяет ставить вопрос о родстве (этническом?) какой-то группы женщин. В среде кочевников-скотоводов Южной Сибири отсутствует традиция скульптурной работы с гипсом и цветной росписи, поэтому можно предположить импульс с западных территорий. Концептуальное сходство обнаружено только с египетскими материалами римского времени: с расписными гипсовыми лицевыми скульптурами, выполненными для погребального ритуала.

Ключевые слова: тесинская эпоха, курган-склеп, полати, глиняно-гипсовое покрытие, скульптурный портрет, цветная роспись

doi:10.17746/1563-0102.2024.52.4.106-116

Clay-Plaster “Masks” from Mound-Vault Skalnaya 5, Khakassia

E.S. Bogdanov

Institute of Archaeology and Ethnography, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia

Findings of excavations at the burial mound-vault Skalnaya 5 of the Tes stage in Khakassia are presented. The article focuses on ritual aspects of clay-plaster coatings of human crania and their semantics. The coating was applied to cervical vertebrae and trepanned skulls. It consisted of a single type of local clay; sculptural portraits were modeled of plaster (with two main layers and a finishing layer), and pigments were made of ocher with various shades, cinnabar, and charcoal. The masks, apparently made by various artisans, represented unique faces with ethnic features. Female masks had more elaborate paintings (one or several trefoils) than male ones which were uniformly red. Wooden structures, certain details of the funerary rite, and the technology of clay-plaster coatings reveal high similarity among the burial mounds at Skalnaya 5, Noviye Mochagi near Kaly, and Lisiy near Sabinka, possibly because they were contemporaneous (first to third centuries AD). Trefoil designs are paralleled by those on two female masks from Kamenka III burials, suggesting that these women belonged to a single ethnic group. Nomadic pastoralists of Southern Siberia did not make sculptural representations of painted plaster, suggesting that the tradition was introduced from the west. But conceptual resemblance is found only among Egyptian plaster funerary masks of the Roman Age.

Keywords: Tes period, mound-vault, funerary shelves, clay-plaster coating, sculptural portrait, colored painting