| Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории:
К 70-летию акад. В.И. Молодина |
Утраченный облик древней пластики.
Опыт одной реконструкции
А.И. Соловьев, Е.А. Соловьева
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
Предметы древнего искусства, в т.ч. и антропоморфные скульптурные изображения, были связаны с религиозно-магическими представлениями древних людей. Подобные изделия не являлись предметами искусства с позиции наших дней, они выполняли функцию обращения к высшим силам. Пластика, в отличие от наскальной живописи, дает трехмерное объемное изображение объекта, содержащее в себе большее количество информации. Но извлечение ее связано со значительными трудностями, поскольку произведения мобильного искусства, сходные по форме и особенностям моделировки, могли использоваться в разных аспектах обрядовой практики. В традиционных обществах огромное значение играли не портретные черты сакрального персонажа, а сопровождающая его атрибутика. Традиция использования материалов органического происхождения для оформления туловищ антропоморфной мелкой пластики была известна алеутам. Показательны материалы дальневосточного неолита, в т.ч. японского. Параметры статуэток наиболее близки манекенам, долгое время распространенным в Европе и Азии. Они в обобщенных чертах передают человеческое тело, не имеют рук и ног, что удобно для размещения на них разного рода одежд. Традиция облачения в одежды каменных фигур своих сакрализованных предков знакома кочевникам Великой степи. Путем несложных манипуляций они могли превратить установленные возле поминальных оградок вертикальные камни в выразительные изображения с рисованными лицами.
Ключевые слова: искусство, пластика, антропоморфные статуэтки, мифологические представления
DOI: 10.17746/0284-1.2018.263–275
Missing Features of Ancient Plastic Art.
The Reconstruction Attempt
A.I. Solovyev, E.A. Solovyeva
Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
Objects of ancient art including anthropomorphous figurines were connected with religious and magic representations of ancient people. Similar products weren’t art objects in modern meaning of art, they performed function of the appeal to the highest forces. The plastic art unlike rock painting gives the three-dimensional image of an object comprising bigger amount of information. But the extraction of information is connected with considerable difficulties as performing mobile art similar in a form and features of a modeling could be used in different aspects of ceremonial practice. In traditional societies the huge role was played by not portrait lines of the sacral character and the attributes accompanying him. Siberian people had widespread tradition to dress in clothes numerous anthropomorphous figures. The tradition of using organic materials for decoration of trunks of anthropomorphous small figurines was known for Aleuts. Materials of Far East Neolithic materials including Japanese are indicative for this theme. Parameters of figurines are closest to mannequins for a long time known in Europe and Asia. They transfer a human body in the generalized lines, they have no hands and legs that is convenient for any placement of clothes. The tradition of vestments in clothes of stone sacralized ancestors is familiar to Great steppe nomads. By simple manipulations they could turn the vertical stones established near funeral constructions into expressive images with drawn persons.
Keywords: art, plastic art, anthropomorphic figurines, mythological representations