| Мультидисциплинарные аспекты изучения древней и средневековой истории:
К 70-летию акад. В.И. Молодина |
Идолы культовых комплексов
памятника Сопка-2:
антропоморфные образы Средневековья
и этнографические параллели
Н.С. Ефремова
Институт археологии и этнографии СО РАН пр. Академика Лаврентьева, 17, Новосибирск, 630090, Россия
В статье рассматриваются результаты разностороннего археолого-этнографического исследования антропоморфных изображений, обнаруженных в инвентаре культовых комплексов кыштовской культуры памятника Сопка-2. Приведены широкие этнографические параллели, позволяющие подтвердить предложенную интерпретацию деревянных скульптур как иттерма – вместилищ душ умерших. В пользу такого вывода говорят особенности конструкции культовых комплексов, напоминающих намогильные сооружения северных народов; детали зафиксированного обряда, например, установка керамических сосудов вверх дном; многочисленность конструкций; использование огня в ритуале. Сходство идолов-иттерма с изображениями духов на священных местах аборигенного населения севера Сибири позволяет по-новому взглянуть на проблему преемственности идеологических представлений древнего и современного населения региона.
Ключевые слова: культовый комплекс, погребальный обряд, антропоморфное изображение, кыштовская культура, мировоззрение
DOI: 10.17746/0284-1.2018.244–254
Idols of the Cult Complexes Sopka-2:
Anthropomorphic Images
of the Middle Ages and Ethnographic Parallels
N.S. Efremova
Institute of Archaeology and Ethnography SB RAS Pr. Akademika Lavrentieva 17, Novosibirsk, 630090, Russia
The article deals with the results of a complex archaeological and ethnographic study of anthropomorphic images that were discovered in the inventory of the cult complexes of the Kyshtov culture of the Sopka-2 monument. There are wide ethnographic parallels, which confirm the proposed interpretation of wooden sculptures as an itterma – the container of the soul of the deceased. This is facilitated by an analysis of the features of the construction of religious complexes, which resemble the grave structures of northern peoples; details of a fixed rite, for example, the installation of ceramic vessels upside down, the multiplicity of designs and the use of fire in ritual. The similarity of idols-itterma with images of spirits in sacred places of aboriginal population of the north of Siberia allows to take a fresh look at the problem of continuity of ideological representations of the ancient and modern population of the region.
Keywords: cult complex, burial rite, anthropomorphic image, Kyshtovka culture, world outlook